В новом выпуске программы «Дым Отечества» ведущий Виталий Дымарский, политолог Дмитрий Орешкин и депутат Госдумы Владимир Мединский беседуют о воцарении династии Романовых на российском престоле, а также об отношениях власти и народа.
В.ДЫМАРСКИЙ: Я понимаю, что линейные экстраполяции исторические всегда очень опасны, - наверное, трудно предположить, что в те годы могла быть какая-то демократия более продвинутая, даже суверенная. Как избирали царя, так и избрали – что тут обсуждать. Но вообще вот эта традиция – она, фактически, прошла через века и дошла до наших дней. На ваш взгляд, вообще монархическая форма правления, как бы она ни называлась: президентской республикой, коммунизмом, - я имею в виду власть генсека, - при любых названиях у нас в той или иной степени сохраняется все время монархическая форма правления. Во главе нашего государства у нас есть один человек, на котором, получается, все замкнуто. Это традиция, или это тот миф, о котором, кстати, Мединский целую книжку написал о российских мифах – это миф российский, или это традиция, которую побороть невозможно?
Д.ОРЕШКИН: Мне кажется, что это и не миф, и не традиция, которую невозможно побороть. Мне кажется, что все страны прошли через монархическую фазу развития, - это совершенно нормально. Собственно говоря, многие продолжают в ней находиться, вопрос только в полномочиях монарха. Например, Бельгия монархия, Голландия, Британия.
В.ДЫМАРСКИЙ: Это понятно. Но я говорю не формально, не по названию.
Д.ОРЕШКИН: А тогда надо говорить про моноцентризм и про авторитаризм, или, может быть, даже тоталитаризм - то есть, когда вся власть в руках одного человека. Здесь совершенно неважно, как это называется - монархия, или генеральный секретарь. Вопрос в том, что вся полнота власти сосредоточена у одного человека, и он является «наместником Бога на земле», или «жрецом верховного культа» - например, тов. Сталин был «жрецом верховного культа». В терминах А.Дугина это называется «идеократическое государство»: когда есть идеология и представитель этой идеологии являются одновременно и государственным лидером. Можно говорить про «чучхеизм» в Северной Корее, про «аятолл» в Иране - это все связано с тем, что есть одна несокрушимая идеология, и те, кто этой идеологии не следуют, являются, с одной стороны, еретиками, которых надлежит наказать, а с другой стороны антигосударственными личностями. Мне кажется, что Россия эту фазу уже миновала.
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>