Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Своими долговыми и финансовыми проблемами греки уже довели ЕС до состояния полного раздражения и, возможно, доведут до создания Европейского валютного фонда. С единственной целью, чтобы «Греции» больше не повторялись.
О ЕВФ, близком аналоге МВФ, образованном, чтобы спасать задолжавшие страны Европы, сейчас заговорили всерьез и открыто. Так что вполне вероятно, что в нынешней «греческой трагедии» ЕС есть и рациональное звено. Если, конечно, Брюссель (имеются в виду Берлин и Париж) возьмутся это звено вытянуть.
Греческий премьер-социалист Георгиос Папандреу совершил турне в Париж, Берлин и Вашингтон и еще раз ощутил, что такое плохая карма. И для него и для Греции. Прошлое Папандреу и Греции испортили предшественники правоцентристы, занизив в несколько раз и дефицит бюджета (оказался на деле 112% ВВП), и внешний долг Греции (оказался 300 млрд евро). Настоящее пришлось портить самому правительству Папандреу – ввести такие меры драконовской экономии, такие налоги и зарплаты, что страна фактически вступила в состояние вялотекущей гражданской войны. А будущее теперь темнее темного.
За светом в конце тьмы такого туннеля и ездил Папандреу в первую декаду марта (5-10) во Францию, Германию и США. И чем чаще Папандреу говорил о том, что он приехал не за деньгами, тем мрачней и серьезней становились его собеседники.
В Европе греки и раньше пользовались не очень, прямо скажем, доброй славой «ловкачей» во всем, что касается денег, а теперь так испортили собственную репутацию, что при словах «долги», «дефицит», «больной Европы» (и еще шельмовство со статистикой, махинации, дезинформация) все с неприязнью смотрят в сторону Эллады. Нет, не вовремя Папандреу пришел к власти в октябре прошлого года.
Везде Афинам сказали примерно одно и то же: мы солидарны и готовы помочь, но только когда уж совсем, всем и во всем станет нехорошо. Как «нехорошо» и кому всем, не было уточнено.
В настоящее время перед «взрослыми» европейцами, Францией и Германией (это главные локомотивы ЕС), стоит сложный выбор. Это, если можно так выразиться, выбор между двумя «цепными реакциями». А) либо согласиться на конкретную финансовую помощь и «выкупить» Афины из долгов. И ждать, что за Афинами потребуют помощи другие нарушители – это, в первую очередь Испания, Португалия и Ирландия. В) не соглашаться на «выкуп» и дать Афинам самостоятельно рухнуть в полный дефолт. И ждать, что за Афинами рухнут другие нарушители. Среди кандидатов: Испания, Португалия и Ирландия.
И «серийный выкуп», и «серийный дефолт» – в равной мере безрадостны. Оба либо укрепляют инстинкт иждивенчества, либо неверие в само евро. В русских народных сказках такие перспективы обычно выражаются назиданием на каменной глыбе: «Направо пойдешь,…Налево пойдешь,…» Есть, конечно, и третий вариант: дать Греции занять деньги у МВФ и ждать, что она сама разберется со своими бастующими греками (на 11 марта профсоюзы снова объявили всегреческую стачку). И даже позволить ей на время выйти из зоны евро. Это даст Афинам возможность манипулировать курсом драхмы и добиться уменьшения долговых обязательств.
Все дело в том, от чего будет меньше «евровреда».
Евро без Греции - это, конечно, вовсе не конец евроцивилизации. Но ощутимый удар по ней. На горизонте уже появляются большие азиатские экономические тени, и катапультирование Греции из «клуба евро» ничего хорошего не прибавит хозяйственной репутации Большой Европы. Хотя, с другой стороны, «ампутация» Греции от организма еврозоны хотя бы на время может стать хорошим дисциплинирующим уроком. Еврозона - это 16 из 27 стран ЕС, за исключением Дании, Британии, Швеции, Балтии и всех бывших соцстран Европы. Евро также официально в ходу в Ватикане, Монако, Андорре, Косово, Черногории. В общей сложности евро пользуются почти 350 млн человек. В еврозоне производится две трети всего ВВП ЕС.
Когда в ЕС сегодня упоминается словосочетание «спасти Грецию», то все глаза автоматически устремляются на Германию, поскольку всем понятно, что только немцы в состоянии сделать такой взнос в «фонд греческого спасения», что он действительно даст результат. У Германии, конечно, самые глубокие карманы в Европе, но это не значит, что она готова позволить грекам запустить в них руки. Немцы же полагают, что «платить за греков» значит брать на тевтонское содержание всех этих «средиземноморских недоделков» и транжиров.
Вообще, позиция Германии тоже не совсем безупречна. За все то время как «греческий огонь» бьет по репутации евро, он потерял в цене (по отношению к доллару) примерно 10%. Это оказало тонизирующее влияние на германский (и французский) экспорт. Европе было бы очень прибыльно продлить небольшое падение курса евро. Без него ориентированные на экспорт экономики Германии и Франции не смогут запустить свои экспортные локомотивы на полную скорость, оздоровить свой внутренний спрос и потащить за собой к росту всю экономику Западной Европы (и восточной, южной, центральной).
Аккуратные немцы призывают греков к созданию, наконец, «экономического правительства», хотя точно никто до сих пор не в состоянии объяснить, что же это все-таки за существо и из чего оно слеплено. Для немцев – это прежде всего бухгалтерский и отчетный (статистический) орднунг. Но поскольку все главные нарушители в основном сосредоточены на юге Европы (Греция, Испания, Португалия, Италия), то вряд ли им удастся привить южанам эти чисто тевтонские генетические свойства. Во всяком случае, никому до сих пор такое не удавалось.
И вот министр финансов Германии Вольфганг Шаубле (Wolfgang Shauble) впервые открыто озвучил идею создания аналогичного МВФ «инструмента помощи» в интервью немецкой Welt am Sonntag и объявил, что вскоре представит его конкретные детали. Говорят, что такой план будет обсуждаться в общих чертах на встрече министров финансов Еврозоны и ЕС в середине марта. В любом случае дипломаты в ЕС утверждают, что даже если план одобрят завтра (что маловероятно), то на создание фонда уйдет столько времени, что грекам он уже никак не поможет.
Из последних вариантов «спасения греков», которые предлагают в Германии, есть и такой. Он изложен заголовком из самой массовой немецкой газеты Bild и, как утверждает сама Bild, повторяет мысль одного из руководящих коллег Меркель по ее Христианско-демократическому союзу: «Продайте свои острова, греческие банкроты! И продайте Акрополь!».
Но вряд ли грекам это подойдет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции