МОСКВА, 9 мар - РИА Новости. Реализация идеи ФАС ограничить расширение крупных сетей АЗС в регионах должна сопровождаться созданием независимых НПЗ, пока их нет - не стоит ждать удешевления бензина вследствие появления реальной конкуренции, полагают опрошенные РИА Новости эксперты. При этом качество топлива у независимых заправщиков от данной новации антимонопольщиков не улучшится, а то и ухудшится, прокомментировали ситуацию для РИА Новости аналитики.
Федеральная антимонопольная служба готова начать очередной раунд борьбы с засильем монополий на рынке розничной продажи нефтепродуктов. На этой неделе стало известно, что она планирует запретить нефтяникам строить или приобретать новые АЗС в регионе или муниципалитете, если компания уже имеет там долю доминирования в 35% - по примеру недавно вступившего в силу закона о торговле.
Ведомство давно стремилось ограничить стремления нефтяников монополизировать торговлю бензином в том или ином регионе и уже переходит к активным действиям. Представитель ФАС заявил во вторник РИА Новости, что служба буквально на днях обсудит с Минэкономразвития данное предложение.
Сизифов труд?
Опрошенные РИА Новости эксперты положительно отозвались о намерении ФАС создать конкурентный розничный рынок, но напомнили, что данная инициатива далеко не первая - предыдущие так и не принесли осязаемого успеха, хотя вместе они выстроены вполне логично.
ФАС борется с засильем монополий уже десять лет, но в рамках нынешнего закона о конкуренции ничего сделать не может, отметил гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. Назначенные штрафы оспариваются и в итоге не выплачиваются, поэтому антимонопольщики продолжают поиск действенных рычагов, полагает эксперт.
По его мнению, пока сложно сказать, насколько проецирование на отрасль норм закона о торговле станет таким рычагом - ведь сам закон действует не так давно и вызывает немало споров.
"На мой взгляд, позитивного эффекта мы вряд ли дождемся, пока не будет устранена первопричина - отсутствие независимых нефтеперерабатывающих заводов. Они должны составить конкуренцию ВИНКам (вертикально-интегрированным нефтяным компаниям - ред.), иначе все действия ФАС будут по-прежнему напоминать закатывание Сизифом камня на гору - все равно свалится", - сказал Симонов.
С тем, что России необходима сеть независимых НПЗ, обеспечивающих разнообразие предложения на оптовом рынке, согласен гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. "Пока этого нет, никакие новации ФАС, в том числе эта, не дадут эффекта", - рассуждает он. Нефтяники, лишенные права расширять сеть АЗС, будут увеличивать цену в опте, вынуждая независимых заправщиков продавать топливо с минимальной маржей, полагает эксперт.
Впрочем, директор по маркетингу и развитию "Кортес" Павел Строков считает нынешнюю идею ФАС вполне логичным продолжением предыдущих.
"Штрафы привели к тому, что компании пошли на биржу, выразили готовность обсуждать формулу цены. Если теперь все сделают как надо, розница станет конкурентнее, сбытовые структуры получат больше самостоятельности, смогут приобретать бензин у конкурентов и в конечном итоге пойдут на биржу", - рассуждает он. Тогда, возможно, топливо и подешевеет, на что надеется ФАС, подытожил Строков.
Возможные изменения
Эксперты напомнили, каким образом на российском рынке нефти и нефтепродуктов образовался перекос в сторону монополий. НПЗ и сбытовые предприятия строили в связке еще в советское время, дабы не везти бензин за тысячи километров, и это было вполне целесообразно, пояснил Правосудов.
В результате отраслью по сей день практически правят несколько вертикально-интегрированных компаний, контролирующих весь цикл от скважины до АЗС, констатировал Симонов.
Пока сложно сказать, какие контуры приобретет инициатива ФАС после всех согласований и будет ли она вообще принята законодательно, поэтому непонятно, как именно антимонопольщики собираются действовать.
Замглавы ведомства Анатолий Голомолзин рассказал СМИ, что доля рынка может рассчитываться в рамках субъектов РФ, но сейчас продолжается обсуждение возможности локализации товарных рынков в рамках муниципальных границ или основных трасс.
Заставлять нефтяников продавать уже имеющиеся станции чиновники не намерены. Разумеется, компаниям будет сложно отдать свои наработки - ведь кое-где им принадлежит до 100% сбытовой сети, признает Строков.
"Конечно, заправки резать не будут - возможен взаимообмен между регионами, часть АЗС могут выделить в отдельную структуру, которая лишь формально будет независимой от ВИНКа, возможно, в первую очередь их разрешат продавать крупным компаниям-конкурентам или будет объявлен тендер", - предполагает он.
Бензин лучше не станет
Одна из претензий автомобилистов к независимым заправщикам - низкое качество топлива на их АЗС. Однако дело не только в тотальной жадности хозяев, полагает Симонов.
"Сейчас ВИНКи, у которых они закупают топливо оптом, сбывают им "паленый" неликвид, оставляя качественный продукт для своих АЗС. Независимые НПЗ отношения с заправщиками расценивали бы только как бизнес и берегли свою репутацию, торгуя качественным товаром", - считает он. Пока же, по мнению эксперта, перемен к лучшему не предвидится.
Правосудов также уверен, что первопричина низкого качества топлива у независимых АЗС - господство ВИНКов в оптовом звене. "На свои заправки оптовики продают топливо с минимальной наценкой (скажем, 5%), а "чужакам" отдают подороже. Чтобы выжить, независимые АЗС вынуждены "бодяжить" либо продавать бизнес крупному игроку", - отмечает он.
Если продажу запретят из-за того, что крупный игрок уже не имеет права расширять сеть АЗС в регионе, бизнесменам останется разоряться или "выезжать" лишь на некачественном топливе, а значит, "бодяги" станет только больше, резюмирует Правосудов.