Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Прошлый, 2009 год для отечественного автопрома выдался не ахти, продажи машин в стране упали примерно на 50%, а потому участники рынка с нетерпением ждали старта программы по утилизации старых автомобилей, разработанной Минпромторгом. Почему с нетерпением? Во-первых, подобные программы неплохо зарекомендовали себя в Европе (в некоторых странах, несмотря на кризис, зафиксирован 20% рост продаж новых машин), во-вторых, в России насчитывается до 18 млн автомобилей, попадающих под действие программы.
Вкратце суть программы: любой автовладелец, не менее года владеющей машиной старше 10 лет, может отвезти своего «железного коня» на один из приемных пунктов – список есть на сайте Минпромторга – сдать в металлолом и получить ваучер на скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового автомобиля, собранного на территории РФ. Правда, не любого – непременным условием участия в программе является определенный уровень локализации сборочного производства, а именно сварка и окраска кузова должны производиться в России. Минпромторг утвердил список из 66 моделей (он также есть на сайте министерства), которые можно приобрести по программе.
По замыслу разработчиков программы, владелец ветхого автомобиля может избавиться от него двумя способами, либо самостоятельно снять машину с учета в ГИБДД и отвезти ее в центр утилизации, либо отвезти свой автохлам в один из дилерских центров, принимающих участие в программе. В этом случае все хлопоты по снятию машины с учета и ее утилизации ложатся на плечи дилера. Последний за свои хлопоты может взять с клиента не более 3 тыс. рублей – именно столько в среднем стоит утилизация машины.
На реализацию программы выделено 11 млрд рублей. Из них 10 млрд пойдут на выплату премий автовладельцам и 1 млрд на компенсацию дилерам издержек по утилизации машин. Разумеется, не каждый владелец старого авто решит обменять свою собственность на 50 тыс. рублей, особенно это касается владельцев старых иномарок, которые при желании можно продать за значительно большую сумму. Но этого и не нужно, в Минпромторге, который и занимался разработкой программы, рассчитывают, что в текущем году по программе будет продано 200 тыс. машин, что увеличит продажи новых машин на 13,5% по сравнению с 2009 годом.
На сайте министерства опубликован список автодилеров, которые принимают участие в программе. Больше всего центров приемки у General Motors – в общей сложности 286, следом идут АвтоВАЗ – 140 центров, далее Renault и Ford. Однако главным выгодоприобретателем программы, по мнению аналитиков, станет не американская компания, а российский концерн, который к июлю этого года в рамках программы намерен продать порядка 100 тыс. машин. В качестве дополнительного бонуса тольяттинский завод предлагает дополнительные скидки на две модели – Lada 2105 и Lada Kalina. Предполагается, что в рамках спецпрограммы будет реализовано от 2,5 до 10 тыс. машин. Следом за АвтоВАЗом пойдут недорогие модели Renault и Ford. Кстати, последний, специально под программу по утилизации наладил выпуск модели Focus Limited Edition с начальной ценой в 440 тыс. рублей.
Перспективы программы неоднозначны. Согласно социологическому опросу, проведенному ВЦИОМом, в программе хотели бы принять участие до 40% владельцев старых машин. Но хорошую идею, как водится, может испортить плохое исполнение. Самым слабым местом программы является плохо отработанная технология утилизации и отсутствие необходимой инфраструктуры. Сейчас в России чуть более 150 сертифицированных центров по утилизации машин (в Москве и области их семь). Их мощность достаточна, но «автохлам» нужно еще доставить на соответствующую площадку по переработке, а это расходы в пять и более тысяч рублей.
Минпромторг, в соответствии с программой, готов предоставлять дилерам компенсацию из расчета до 5 тыс. руб., за одну машину. Возможно, эта разница в оценке затрат и стала причиной досадных казусов, отмеченных в первый день действия программы – с некоторых автовладельцев, решивших сдать машины в дилерские центры, за услуги по снятию с учета и утилизации требовали не 3 тыс. рублей, а 6 тысяч и более. Вдобавок к этому возникали проблемы с получением необходимых документов в ГИБДД. Возможно, это издержки начального этапа, и вскоре ситуация нормализуется.
Отраслевые эксперты ожидают, что программа заработает в полную мощь ближе к лету.
Оптимистично оценивают перспективы программы и автопроизводители. Во всяком случае, некоторые иностранные компании, чьи модели из-за недостаточной степени локализации производства не попадают действие программы, подумывают о том, чтобы в ближайшее время наладить на территории России необходимые производственные процессы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции