Рейтинг@Mail.ru
Пикассо: русский период - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пикассо: русский период

Читать ria.ru в
Дзен
Грандиозная выставка произведений Пабло Пикассо, открытая в Москве в ГМИИ им. Пушкина дает хороший повод задать простой вопрос: кто первым стал покупать произведения никому не известного молодого художника и сделал ему громкое имя сначала в Париже, затем в Европе?

Анатолий Королев, писатель, член Русского Пен-клуба, для РИА Новости.

Грандиозная выставка произведений Пабло Пикассо, открытая в Москве в ГМИИ им. Пушкина (приуроченная к торжествам Года Франции в России и России во Франции) дает хороший повод задать простой вопрос: кто первым стал покупать произведения никому не известного молодого художника и сделал ему громкое имя сначала в Париже, затем в Европе?

Так вот. Этим человеком был московский коллекционер, миллионер из семьи московских купцов-фабрикантов Сергей Щукин.

«Однажды, - вспоминает тогдашняя жена Пикассо Фернанда Оливье, - Матисс привел к нам в мастерскую крупного коллекционера из Москвы. Техника Пикассо была для русского потрясением. Он сразу купил два полотна, заплатив за них очень высокую по тем временам цену, и с тех пор стал нашим самым надежным заказчиком».

«Этот русский» был, между тем, крупнейшим коллекционером нового искусства и до визита к Пикассо собрал в своем купеческом особняке в Знаменском переулке лучшую коллекцию постимпрессионизма в Европе. Он практически сделал своим личным художником великого Матисса, у которого купил 37 картин и заказал два панно для вестибюля. Кроме того, в его коллекции были шедевр Ренуара «Обнаженная», 16 полотен Гогена, 13 картин Моне, 8 холстов Сезанна, 5 полотен Дега, 4 картины Ван Гога (в том числе единственная картина, проданная Ван Гогом при жизни - «Красные виноградники в Арле»), плюс полотна Тулуз-Лотрека, Писсаро, Синьяка и даже несколько работ гениального примитивиста Анри Руссо, которого считали просто чокнутым. Чтобы прозреть будущую славу Руссо, нужно быть или чертом, или провидцем. Сегодня возможная суммарная аукционная стоимость всех этих полотен (всего 222 картины к 1913 году) приближается к миллиарду долларов.

Заметим, что в конце 19 и начале 20 века никто в Европе этих живописцев практически не покупал, кроме знаменитого дилера и галериста Воллара, но и тот в случае с Пикассо дал промашку: купив сначала по дешевке несколько полотен испанца, вдруг охладел к его творчеству и практически перестал покупать.

Жизнь Пикассо в Париже в 1908 году была просто ужасной.

Он был нищим и жил впроголодь.

Вот как описал мастерскую Пикассо на Монмартре в своих мемуарах друг художника, писатель Канвайлер:

«Невозможно даже представить ужасающую нищету той студии. Обои свисали со стен клочьями. Слой пыли покрывал висящие картины и свернутые холсты, сваленные грудой на продавленной кушетке. Возле печки высилась груда золы. Это трудно описать словами. И в такой унизительной нищете обитал сам Пикассо, его очаровательная жена Фернанда и огромный пес по кличке Фрик».

В тот решающий день вместе с Матиссом в мастерскую безвестного гения вошел в лице Щукина сам его величество Случай.

Матисс заметно нервничал, он боялся, что работы Пикассо не понравятся коллекционеру, чей нюх Матисс считал поразительным. Сколько раз он пытался обвести Щукина вокруг пальца, прятал по углам своей мастерской наиболее удачные работы, хитрил, что «это мазня, картина не окончена…». Побродив из угла в угол, расстреляв картины снайперским взглядом, Щукин выбирал и покупал именно «мазню», то есть самое лучшее, и, главное, как платил!

Подлость галеристов, как известно, безгранична, тот же Воллар купил для своей выставки не один десяток картин Пикассо, заплатив за все картины 2000 франков, гроши. Матиссу галерея Беркенхейм, с которой у мастера был контракт, платила по размерам записанного холста, самый большой холст стоил 1875 франков… Щукин же только за одно панно «Танец» заплатил Матиссу 15 000 франков! Он вел себя как меценат, как покровитель искусства, как двигатель дарований. Так, например, покупая работы Гогена, он спас художника, который жил на Гаити на грани самоубийства.

Матисс понимал - если «русский князь Щукин» оценит Пикассо, тот будет спасен.

И чудо случилось.

Щукин с ходу купил два полотна (два шедевра, видимо, кубистические работы «Королева Изабо» и «Скрипка») заплатив за них достойную цену.

Тут пора сказать хотя бы два слова о Сергее Ивановиче Щукине.

Он был выходец из известной купеческой семьи коммерсантов и фабрикантов Щукиных, третий мальчик в семье. Болезненный и малорослый заика огорчал отца, который оставил надежду приобщить сына к делу. Мальчик рос среди сестер и ужасно тяготился обществом девочек, из-за слабости ему не разрешили даже посещать школу. Учили дома. Но постепенно Сергей сумел проявить упрямый нрав и добился, чтобы его отправили, как старших братьев, учиться в Саксонию. Отец сдался, но вот так номер - в немецкой школе мальчик окреп, занялся спортом, закалился, блестяще овладел немецким и французским языками, вырос и, проявив бешеную энергию, стал сначала правой рукой отца, а затем возглавил весь семейный бизнес.

Хотя все Щукины любили собирать вещи, картины, книги, иконы, их вкусы не шли дальше Репина и передвижников. Почему Сергей стал собирать авангардную французскую живопись - загадка. Причем уже тогда, на заре новой эпохи, когда художественная мысль всей Европы в основном плелась в хвосте времени и блеяла о красоте в духе Рубенса и Рафаэля, а высмеивала, например, импрессионистов, Щукин четко сформировал сумму критериев, которые положил в основу своей коллекции, например:

- Если картина эмоционально шокирует, значит, ее надо брать.

- Красота свой пик миновала, на первый план выходит экспрессия, сила прямого впечатления, честность высказывания.

Но вернемся к Пикассо.

Начиная с той памятной встречи в 1908 году, Щукин за 6 лет купил у молодого художника больше 50 (!) картин. В той «куче», сложенной на продавленной кушетке, он отобрал шедевры голубого, розового периода и кубизма Пикассо: «Девочка на шаре», «Старый еврей с мальчиком», «Испанка с острова Майорки», «Портрет Воллара», «Арлекин и его подружка», «Семья странствующих актеров» (где Пикассо нарисовал среди комедиантов себя)… впрочем, проще зайти сегодня в музей - да, тот самый, в Москве - и все увидеть своими глазами.

Благодаря Щукину Пикассо выбрался из нищеты.

В сентябре 1909 года Пабло и Фернанда (с сиамской кошкой) переезжают в шикарную мастерскую на бульваре Клиши. В новой квартире появилась красная мебель, пианино и горничная в белом переднике. Хозяин «Ротонды», узнав о том, что картины Пикассо покупает московский богач, стал необычайно любезен.

Молва о том, что Пикассо «берут», подтолкнула французских коллекционеров, его стали раскручивать, картины начинают продаваться, и очень неплохо.

Вслед за Щукиным Пикассо заметил великий Дягилев и предложил художнику нарисовать исполинский задник для балета «Парад», Пикассо с азартом включился в работу; там, в Ницце он влюбился в аристократку балерину Ольгу Хохлову (дочь генерала), которая стала вскоре его женой, музой, ангелом хранителем и матерью первого ребенка Пикассо - Поля Пикассо.

Одним словом, Щукин сделал Пабло Пикассо имя.

И последнее.

Большевики не пощадили великого мецената и собирателя, заодно с фабриками они национализировали и собрание картин, правда, владельца не расстреляли, а даже позволили жить большой семье в будке привратника при особняке и предложили стать экскурсоводом в своем же музее.

Вскоре Щукину удалось уехать в любимую Францию, где он прожил очень скромно до самой смерти в 1936 году и уже не мог приобрести ни одной картины Пикассо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала