Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Правительство готово стимулировать инновационные производства с помощью налоговых льгот. Объявлено, что Минфин и Минэкономразвития до конца марта должны согласовать и представить на рассмотрение правительства полный список таких льгот. В частности, Минфин готов повысить ставку страховых взносов с 2011 года не до 34%, а лишь до 32% и сохранить льготную (14%) ставку этих платежей для компаний-экспортеров программного обеспечения.
Минэкономразвития в свою очередь предлагает ввести специальный налоговый режим для создаваемых «инновационных центров». Они могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль, на имущество и землю. Уплату НДС планируется сделать добровольной, а страховые платежи за одного работника лимитировать 4,8 тысяч рублей в месяц. Компании, занимающиеся разработкой и внедрением инновационных технологий, могут получить налоговые «каникулы» на первые пять лет своей деятельности. Также Минэкономразвития настаивает на освобождение от налогообложения доходов от прироста капитала. Это могло бы стать стимулом для долгосрочного венчурного финансирования.
Такие предложения - не первая попытка налогового стимулирования инновационных производств в России. С 2008 года инновационные компании уже пользуются рядом фискальных послаблений, например, ускоренной амортизацией основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности. От уплаты НДС были освобождены работы по НИОКР, связанные с разработкой и внедрением инновационных технологий, а также реализация исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Предприниматели порадовались в 2008 году новым льготам, как и всем льготам, которые позволяют минимизировать налогообложение, но при этом масштабных инвестиций в высокотехнологичные производства не последовало.
Новации, обсуждаемые в правительстве сейчас, скорее всего тоже ожидаемого эффекта не принесут. Потому что проблема совсем не в драконовском налоговом законодательстве, которое требовало бы срочного реформирования. Как считают в Минфине, уже сейчас в российском законодательстве есть все типичные для мировой практики налоговые льготы для инноваторов. Но дело в том, что у бизнеса просто нет стимула для инвестиций в разработку новых технологий.
Во всем мире предприниматели инвестируют средства в инновации для того, чтобы получить преимущества в конкурентной борьбе. Российская же экономика характеризуется низким уровнем конкуренции. Если же конкурирующая фирма все же появляется, то в России нередко решают эту проблему с помощью административных рычагов. К примеру, подключив связи в контролирующих органах, можно задушить конкурента проверками. «Инновации тут попросту не нужны, они не являются аргументом в конкурентной борьбе, - говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Тогда зачем внедрять новые технологии или производить более качественную продукцию?»
Таким образом, можно предположить, что для стимулирования спроса на инновации и, как следствие, для активного их развития государству следовало бы сосредоточиться на защите конкуренции.
Защитой конкуренции в России занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2008 году (за 2009 год статистики пока нет) ФАС выявила более 7,2 тысяч нарушений антимонопольного законодательства. Это на треть больше показателей 2007 года. Но дело в том, что 60,5% случаев нарушений «антимонопольных» норм произошло как раз по вине органов власти. ФАС провела проверку сразу в десяти ведомствах, среди которых были Федеральное агентство связи, Федеральная таможенная служба, МЧС и другие. Изучив правовые акты этих структур, финансовые документы и переписку, антимонопольщики нашли множество нарушений. По подсчетам ведомства, наиболее часто чиновники незаконно предоставляли льготы отдельным хозяйствующим субъектам, то есть целенаправленно душили эту самую конкуренцию.
Получается, что главный враг честной конкуренции в стране - это государство. Для стимулирования инноваций и создания конкурентной среды, по всей видимости, необходимо уменьшать роль государства в экономике. «Для этого нужно проводить реальную, а не показушную административную реформу, - считает Игорь Николаев. - Это не перетряхивание структуры федеральной исполнительной власти, как делали в середине 2000-х годов». В первую очередь необходимо четко регламентировать деятельность чиновников, повысить их мотивацию. Борьба с коррупцией также должна стать полномасштабной, а не ограничиваться рядом показательных процессов.
Конечно, помимо повышения уровня конкуренции инновационные проекты потребуют и решения ряда других проблем. Это и наличие необходимых для новых разработок технологий, и стимулирование научных кадров. Но это уже вторично.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции