Специалисты Роспотребнадзора проверят «на чистоту» пять московских банков в 2010 году. Особое внимание эксперты обратят на рабочие столы офисных сотрудников, сообщил РИА Новости начальник отдела надзора за условиями труда Управления Роспотребнадзора по городу Москве Андрей Цырулин.
По его словам, всего в 2009 году в Управление поступило 132 жалобы на условия труда от сотрудников организаций, зарегистрированных в Москве. «Около 10% из них касаются неудовлетворительных условий труда административных работников, в том числе служащих столичных банков», - заметил Цырулин.
Именно поэтому в 2010 году в план проверок управления Роспотребнадзора по Москве были включены пять крупных банков. В первую очередь специалисты оценят, как в этих финансовых учреждениях соблюдаются гигиенические требования и насколько защищены права клиентов. Причем в марте такая проверка планируется и в «Сбербанке».
Серая «мышка»
Цырулин заметил, что состояние санитарно-бытовых помещений – столовых, туалетов, коридоров - в офисах, как правило, «достаточно удовлетворительное». «А вот организация рабочих мест и их состояние зачастую оставляют желать лучшего и требуют проведения профилактических мероприятий», - сказал он.
По словам Цырулина, в нормах, которые устанавливает Роспотребнадзор, не прописано, как часто нужно чистить клавиатуру и «мышку». Однако сотрудник каждой приличной организации и сам должен понимать, что нужно систематически проводить уборку на своем рабочем столе. Кроме того, каждый работник должен внимательно следить за состоянием освещения в офисе, при необходимости писать заявки на замену ламп и проветривать рабочее помещение как минимум два раза в день.
К помощи кондиционеров в Роспотребнадзоре рекомендуют обращаться только в случае крайней необходимости. «Идеальный вариант - обычное проветривание. Если есть возможность обеспечить нормальный температурный режим, лучше обойтись без кондиционера», - заметил Цырулин.
Микроклиматические условия
У работодателей обязанностей по охране труда, как правило, гораздо больше, чем у рядовых сотрудников, и соблюдение всех гигиенических норм требует дополнительных и порой немалых финансовых затрат. Во-первых, необходимо устранить источники негативного воздействия, например сильный шум во время ремонта в помещении. Во-вторых, следует проводить модернизацию старого оборудования, в частности, менять мониторы с электронно-лучевой трубкой на «плоские» жидкокристаллические. И, в-третьих, работодатель должен обеспечить работника, в случае необходимости, средствами индивидуальной защиты и предоставить ему соответствующий режим труда и отдыха.
Имеющаяся статистика проверок Роспотребнадзора свидетельствует о том, что от 30 до 60% обследованных рабочих мест не соответствуют требуемым условиям. «Низкая освещенность рабочих мест, нарушения микроклимата, то есть температурного режима, и несоответствие конструкции и размеров рабочих мест – вот основные нарушения, которые наиболее часто встречаются в современных офисах», - рассказал Цырулин.
Копировальное бюро
На рабочих местах, оборудованных компьютерами, к возможным негативным факторам прибавляется воздействие электромагнитных излучений, заметил эксперт. По его словам, до 30% выявленных нарушений связаны именно с этим видом излучения. «Большинство компьютеров сейчас достаточно высокого качества, и если проводка сделана правильно, то можно избежать подобных нарушений», - считает Цырулин.
А вот офисных принтеров и сканеров можно не опасаться, но только в том случае, если человек пользуется ими периодически. Если же люди тратят на работу с ксероксом два часа непрерывно в течение смены, либо более 50% рабочего времени, работодатель должен обеспечить такому «копировальному бюро» отдельное помещение с естественным светом площадью не менее 6 квадратных метров на одно рабочее место, а также организовать приточно-вытяжную вентиляцию, «чтобы люди не задыхались».
Без лишнего шума
Игнорирование работодателем гигиенических требований к условиям труда может привести к развитию профессиональных заболеваний у сотрудников. Цырулин сообщил, что в Москве в 2009 году было зарегистрировано 182 случая профзаболеваний, отметив при этом, что они не затронули офисных работников.
«Две трети случаев профзаболеваний — это профессиональная тугоухость, а именно заболевание слухового нерва, которое возникает из-за воздействия на нервные окончания повышенных уровней шума. При этом более 90% этой патологии приходится на заболевания летного состава авиакомпаний, базирующихся в аэропортах Шереметьево и Внуково («Аэрофлот», «Дон-Авиа», Московский филиал ГТК «Россия» и др.)», - пояснил Цырулин.
Кроме того, по его словам, в 2009 году в Москве два человека получили профессиональное заболевание кожи, 12 человек - органов дыхания, еще 12 заболели вибрационной болезнью и у трех человек врачи диагностировали приобретенное на работе заболевание опорно-двигательной системы.
По словам Цырулина, по-прежнему, актуальной остается проблема ранней диагностики профзаболеваний и проведения квалифицированных медосмотров. По словам чиновника, многие работодатели предпочитают экономить средства на здоровье своих сотрудников.
Возвращаясь же к офисным служащим, Цырулин признался, что профзаболеваний среди этого контингента он не встречал уже 10 лет.
«Имелись единичные случаи острых отравлений. Допустим, уборщица офисного помещения отравилась парами соединений хлора при выполнении своей работы. Но это не сами по себе офисные работники, а работники, так называемых клининговых компаний», - сказал он.