МОСКВА, 4 мар - РИА Новости. Выставки "Футурология" и "Русские утопии", на которых представлены разные взгляды на российское современное искусство, открылись в четверг в Центре современной культуры "Гараж", о чем его основательница Дарья Жукова и объявила журналистам перед вернисажем.
"Это - первый проект в "Гараже", в рамках которого представлены российские художники", - сказала она.
До "Футурологии" и "Русских утопий" в центре делался акцент преимущественно на интернациональных проектах - исключением была лишь выставка Ильи Кабакова, которой "Гараж" открылся, однако и этого художника уже можно отнести к международным величинам.
В этот раз без иностранного вмешательства тоже не обошлось: "Футурологию" придумал французский куратор Эрве Михайлов, отвечающий за арт-программы концерна LVMH и фонда Луи Вюиттона.
По его словам, "Футурология" обращена к творчеству Казимира Малевича и связана с влиянием авангардистских традиций на творчество современных российских художников.
Показ открывают две картины Малевича из коллекции Московского музея современного искусства: "Супрематическая композиция с черным крестом" (1920-1922) и "Крестьянка. Мотив 1913 года".
Сама выставка поделена на две части. В первой, которая называется "Наука и фантастика", демонстрируется, в частности, проект "Квант аффекта" Сергея Бугаева-Африки, который выстроил отсылающий к Малевичу крестообразный павильон и наполнил его разнообразными объектами, а также интерпретации знаменитой башни Татлина в исполнении группы "Электробутик" и Андрея Молодкина. Здесь же - проект Павла Пепперштейна, соединивший в себе реалистические и абстрактные живописные композиции.
Вторая часть, "Изменения и пространство", включает в себя, помимо прочих, проект Айдан Салаховой "Предназначение", повествующий о жизненном пути мифической восточной героини, а также серию Дианы Мачулиной "Красота и сила", где сочетаются портреты победительниц конкурсов красоты и культуристов.
Вторую выставку сделали кураторы Юлия Аксенова и Татьяна Волкова, и называется она "Посвящения: на руинах великих утопий".
"Понять современность можно, выстаивая отношения между прошлым и будущим, - это ключевое понятие нашей выставки", - объяснила Волкова.
По ее словам, нынешняя экспозиция стала первой частью проекта "Русские утопии", где будут представлены произведения как известных, так и начинающих российских художников с 1990-х годов до наших дней.
"Эти работы отсылают к главным отечественным утопиям ХХ века - авангарду и социалистическому проекту, и эта часть проекта носит музейный, академический характер", - рассказала куратор.
Здесь демонстрируются, в частности, работы Юрия Аввакумова, Дмитрия Гутова, Николая Полисского и Хаима Сокола.
По словам Волковой, во вторая часть - "Будущее отсюда" - планируется включить больше произведений молодых художников, многие из которых создаются специально под "Русские утопии".
Что касается финансовой стороны организации этих выставок, то владелица "Гаража" комментировать ее отказалась, однако призналась, что "Гараж" "стал ближе к своей основной цели - стать главной площадкой для современной культуры в России".