Рейтинг@Mail.ru
Автопром: программа есть, будет ли развитие? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Автопром: программа есть, будет ли развитие?

© REUTERS / Toyota Motor CorpПрограмма вышла амбициозной: за 10 лет доля автомобильной отрасли в российском ВВП должна увеличиться более чем вдвое – с нынешних 0,98% до 2,38%.
Программа вышла амбициозной: за 10 лет доля автомобильной отрасли  в российском ВВП должна увеличиться более чем вдвое – с нынешних 0,98% до 2,38%.
Читать ria.ru в
Дзен
Сегодня правительство в целом одобрило программу развития отечественного автопрома до 2020 года. Представленный документ – результат коллективного творчества, над ним трудились сотрудники сразу трех министерств – Минпромторга, Минфина и МЭР, а также эксперты Boston Consulting Group и представители автомобильных компаний.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Сегодня правительство в целом одобрило программу развития отечественного автопрома до 2020 года. Представленный документ – результат коллективного творчества, над ним трудились сотрудники сразу трех министерств – Минпромторга, Минфина и МЭР, а также эксперты Boston Consulting Group и представители автомобильных компаний. Программа вышла амбициозной: за 10 лет доля автомобильной отрасли  в российском ВВП должна увеличиться более чем вдвое – с нынешних 0,98% до 2,38%, а для решения этой задачи потребуется до 1,2 трлн руб. Локомотивами развития отрасли станут стратегические альянсы, а источниками финансирования институты развития.

То, что ставка делается на стратегические альянсы, то есть на совместные предприятия, а не на сборочные производства, момент, безусловно, важный и положительный. Как показала российская практика последних лет, открытие иностранными компаниями площадок по сборке машин помогает насытить рынок доступной и качественной продукцией, но не ведет к трансферту технологий. Степень локализации таких производств не превышает 20-25% и ограничивается выпуском низкотехнологичных и дешевых комплектующих. Политика же создания альянсов способна стать катализатором развития отрасли. Яркое тому подтверждение - успех китайского автопрома, избравшего в качестве основной формы привлечения иностранного капитала совместные предприятия на паритетных началах.

В отечественном автопроме до недавнего времени существовало два стратегических альянса: АвтоВАЗ с Renault (владеет 25% акций российской компании) в секторе легковых автомобилей и КамАЗа с Daimler (владеет 10% КамАЗа) в сегменте грузовиков. В феврале этого года российский премьер Владимир Путин анонсировал создание еще одного совместного предприятия – «Соллерс» и Fiat. Напомним, СП будет строиться на паритетных началах, российская компания предоставит свою производственную площадку в Набережных Челнах, итальянцы – свои технологии и платформу CompactWide. Предполагается, что степень локализации предприятия составит 50%, на территории РФ будут производиться двигатели, коробки передач и иные автокомпоненты. Производство расчетной мощностью 500 тыс. автомобилей в год начнет работу в 2012 году; будет выпускаться девять моделей разных классов. В перспективе не исключено появление и четвертого совместного предприятия с участием ГАЗ.

Для реализации программных положений, автомобильным компаниям понадобятся солидные средства. Авторы программы рассчитывают, что сами компании инвестируют в свое развитие порядка 600 млрд рублей. Примерно половина суммы должна пойти на обновление основных фондов, остальное распределится между инвестициями в производство комплектующих и НИОКР. Но у предприятий таких денег нет, и государству все же придется брать на себя роль главного кредитора отрасли. Во всяком случае, чиновники Минпромторга признали, что основными кредиторами, по крайней мере, на начальном этапе реализации программы, станут институты развития, прежде всего ВЭБ. Но озвученные 600 млрд руб. составляют лишь половину необходимой суммы. Где взять остальные деньги - пока неясно.

Вообще, если амбициозность программы развития автопрома не вызывает сомнений, то степень ее реализуемости неочевидна, и наличие необходимых инвестиций - лишь часть вопроса. Программа предполагает, что к 2020 году ежегодный объем объем российского рынка легковых автомобилей составит порядка 3,5 млн машин, и большая часть спроса – до 80%, - будет удовлетворяться за счет внутреннего производства (в том числе и сборки иномарок). Что до грузовых автомобилей, то порядка 8% произведенных в России машин должны идти на экспорт.

Но авторы документа строят планы на основе весьма благоприятных прогнозов развития и российского и мирового автомобильного рынков. Достаточно сказать, что, согласно программе, по итогам этого года ожидается увеличение продаж автомобилей в России по сравнению с прошлым годом примерно на треть. Стоит ли на это рассчитывать? Единого мнения нет.

Так, президент компании Renault Карлос Гон предположил, что российский рынок в отличие от европейского, уже достиг дна, и в будущем году его ждет, пусть медленный, но подъем. А эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC) в конце февраля опубликовали доклад, из которого следует, что наш рынок слишком сильно зависит от мировой экономической конъюнктуры, а потому может колебаться от +15% до -5%.

Пока ситуация развивается не по самому оптимистичному сценарию; по итогам января рынок продемонстрировал отрицательную динамику.
Впрочем, не стоит забывать, что подобные стратегические документы намечают лишь общее направление развития. Куда большее значение для ключевых игроков, а в конечном счете для отрасли, могут иметь тактические решения и программы, например, давно ожидаемый, но пока не представленный бизнес-план по развитию АвтоВАЗа.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала