МОСКВА, 3 мар - РИА Новости, Светлана Вовк. Известный писатель и сценарист Алексей Иванов в книге "Хребет России" постарался объяснить то, что показано в одноименном телепроекте для Первого канала, - особую уральскую цивилизацию, отличия уральского менталитета от среднерусского и историю появления фольклорных героев Урала.
О проекте
Книга "Хребет России", в которую вошли 100 очерков и около 600 фотографий, посвященных истории, природе и культуре Урала, появилась в продаже в среду. Она создавалась параллельно с четырехсерийным телепроектом сценариста Иванова и тележурналиста Леонида Парфенова. Фильм будет демонстрироваться с 9 марта каждый вторник по Первому каналу.
По словам Иванова, фильм отличается от книги тем, что он показывает, в первую очередь, картинки Урала, это репрезентация региона, а в книге он постарался объяснить, почему на Урале все сложилось именно так а не иначе, объяснить особенности уральского менталитета.
"Затевался этот проект давно - я его придумал в далеком 2006 году, а начал он осуществляться в 2007 году, когда Анатолий Чубайс предложил помощь для его реализации. Тогда в Перми был создан специальный продюсерский центр "Июль", который подобрал места для съемки, снял пилотный фильм и пригласил к сотрудничеству Леонида Парфенова. Параллельно со съемками я писал книгу", - пояснил Иванов РИА Новости.
Он добавил, что фотографии для книги делали и участники проекта, и местные уральские фотографы, которых просили снять наиболее известные места региона.
По словам Иванова, хронология в книге не соблюдалась. "Самая древняя дата, которая в ней упоминается - это 4 тысячи лет назад, когда на территории Урала располагались поселения ариев, городище Аркаим. В историческом смысле, самая древняя дата - это 12 век, эпоха Волжской Булгарии (государство, существовавшее в 10-13 веках в среднем Поволжье и бассейне Камы - ред.)", - отметил писатель.
Он рассказал, что в работе над книгой использовалось очень много источников. "Хотя ничего сверхсекретного в ней нет и ни в каких архивах нам рыться не пришлось, вся эта информация не скрыта, просто она не вполне доступна общероссийской аудитории, то есть ее нет в общероссийских учебниках истории, а в региональных она представлена", - уточнил писатель.
Иванов признался, что у него есть планы создания нескольких других подобных проектов, но писатель пока держит их в секрете.
Презентация же книги "Хребет России" с участием автора состоится 10 марта на ВВЦ в рамках выставки-ярмарки "Книги России".
Цивилизация внутри цивилизации
"Уральский хребет разрезает Россию, условно говоря, пополам, поэтому метафора "Хребет России" вполне уместна, - рассказал в интервью РИА Новости Алексей Иванов, добавив, что ему интересен этот регион уже потому, что он живет на Урале и хорошо знает его.
"Но самое главное, Урал привлекателен не только набором определенных достопримечательностей, всяких провинциальных диковин, но интересен как сложный социо-культурный феномен. Упрощенно говоря, это до какой-то степени особая цивилизация", - считает писатель.
Он признался, что самым интересным было показать Урал именно как особую цивилизацию, существующую внутри России.
"Вообще поиск цивилизаций - это самое интересное в работе писателя и исследователя. Будь то поиск цивилизации древних майя или иных народов", - отметил Иванов.
По его словам, чтобы искать уральскую цивилизацию, "не надо вырубать джунгли". Писатель считает, что главная проблема исследователя - не найти, а правильно идентифицировать социо-культурный феномен, то есть обнаружить в быту, в повседневности признаки цельного самобытного мира.
Уральские мастера и святой труженик
Писатель отметил, что даже культурный герой уральской цивилизации отличается от героя среднерусской культуры.
"В среднерусской культуре есть такой герои, как богатырь. Это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. В уральской региональной культуре тоже есть свой герой, которого можно назвать Мастером по аналогии с Данилой-мастером из сказов Павла Бажова", - пояснил Иванов.
По его мнению, культурными героями, своего рода мастерами уральской культуры, можно назвать казачьего атамана, русского завоевателя Сибири Тимофея Ермака, героя гражданской войны Василия Чапаева и воина-полководца, сподвижника Емельяна Пугачева - Салавата Юлаева.
"Они жили в разное время, но все действовали одинаково - сражались за свой народ и в итоге утонули. Но в реальности в их судьбах все произошло не совсем так. Дело в том, что уральский народ перетолковал образы этих героев по-своему и в едином ключе. И они стали такими же фольклорными персонажами, тремя мастера, как Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Только с той разницей, что в виде мастеров Урал выдает известных исторических деятелей, переформатируя их в соответствии со своей системой ценностей", - пояснил собеседник агентства.
По словам писателя, на Урале существует особая, отличная от среднероссийской система ценностей, которая сформировалась в 18 веке, когда Урал был уже капиталистическим, а Россия оставалась феодальной, аграрной страной.
"В те времена, когда Урал стоял единственной промышленной зоной посреди аграрной России, рабочим, которые работали на заводах, бежать было некуда - пахать-то они не могли. Следовательно, раз бежать некуда, свобода не стала ценностью для людей, а ценностью стало собственное дело", - отметил писатель.
По его мнению, особенность уральского менталитета в том, что работа для уральцев важнее свободы, то есть собственное дело важнее гражданских прав, справедливости.
"Например, Ермак своей судьбой показал этот менталитет в действии - "вот я пришел в Сибирь, я ее ценю, и теперь моя работа - охранять эту территорию". И он отдал жизнь за эту работу, несмотря на то, что был вольным разбойником, и никто его не держал", - пояснил Иванов.
Он привел в доказательство своих наблюдений и то, что главным святым Урала считается Симеон Верхотурский, который прославился не миссионерскими подвигами, не борьбой с язычниками, а тем, что он очень много работал - промышлял рыбной ловлей, шил одежду для крестьян.
Алексей Иванов - писатель, сценарист, историк, автор знаменитых романов "Золото бунта", "Сердце Пармы", "Географ глобус пропил", "Летоисчисление от Иоанна", автор сценария художественного фильма "Царь", снятого Павлом Лунгиным.