Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", для "РИА Новости".
Имена ответственных за провал в Ванкувере чиновников президент России Дмитрий Медведев в своей весьма гневной речи не назвал. Но они известны, тем не менее, всей стране, с ужасом наблюдавшей до этого за происходившим в Канаде.
Спортивный министр Виталий Мутко и глава Олимпийского комитета России Леонид Тягачев постоянно мелькали на телевизионных экранах и на страницах прессы со странными, взаимоисключающими одно другое объяснениями ванкуверского кошмара. "Дождь", "снег", "солнце", "лыжная смазка", "голодное детство" нынешних олимпийцев - какие только причины не назывались объединившимися на короткое время чиновниками. Их ведомства в "мирный" период обычно выясняют, кто главнее и пребывают в режиме постоянной конфронтации, не приносящей ничего полезного российскому спорту.
Как всегда, повеселил своими перлами Тягачев. "Должно, - объяснял он природу спортивного успеха, - сойтись все: и мастерство спортсмена, и подготовка лыж, и духовность". Глава ОКР поведал репортерам о том, как во время летней Олимпиады в Афинах он однажды вечером поговорил по телефону с Патриархом, а наутро - о чудо! - российские спортсмены завоевали сразу пять золотых медалей. "Мы с Мутко, - рассказал Тягачев в Ванкувере, - переживаем, хотя и не показываем вида. Но мы уверены, что все будет, потому что мы много работаем". Работали, видимо, не так уж и много, потому что такого, как в Ванкувере, провала отечественный спорт не знал со времен летней Олимпиады 1912 года в Стокгольме. Тогда, правда, и спортом-то в стране толком никто не занимался, не говоря уже об огромном, как нынче, государственном его финансировании.
Если в Пекине на летних Играх в 2008 году Леонид Тягачев с гордостью говорил о том, что в каждой медали есть "его личная заслуга", то уже в Ванкувере сначала представители Олимпийского комитета, а потом и сам глава общественной организации заявили об абсолютной непричастности ОКР к тому, что происходит. "ОКР, - сказал Тягачев, - не занимался подготовкой атлетов. В нашу компетенцию входили аккредитация, транспортировка, проживание спортсменов. В этом плане все прошло безукоризненно". Простой хозяйственный отдел, какие к нему претензии?
Непонятно только, для чего в таком случае обычному хозотделу, выполняющему функции обеспечения спортсменов и тренеров аккредитацией, транспортировкой и проживанием - только в олимпийские, заметил бы, годы, - помимо руководителя, его зама и рядовых исполнителей простейших операций, держать почти десять управлений, шесть вице-президентов обычных, три вице-президента почетных, генерального секретаря и его заместителя?
Сообщив о своей непричастности к тому, что в Ванкувере произошло, Леонид Тягачев обнародовал причины провала: "Развал СССР, безденежье начала и середины 1990-х годов, печальная шестилетка под началом знаменитого хоккеиста - все это привело к такому нынешнему результату".
Вот виновники и найдены: а) политическая ситуация, приведшая к исчезновению Советского Союза, б) глобальные экономические проблемы, в) конкретный человек - знаменитый хоккеист Вячеслав Фетисов. Фетисов возглавлял Госспорт, молодую и деятельную организацию, предпринимавшую решительные меры по реорганизации спортивного движения в стране, но упраздненную в результате интриг не без участия в них основных руководящих фигур сегодняшнего российского спорта. Госспорт с легкостью был заменен созданным министерством спорта, туризма и молодежной политики.
Фетисов же с первых же дней пребывания во главе Госспорта вместо помощи получал палки в колеса от Олимпийского комитета России, руководство которого было, по всей вероятности, раздосадовано появлением молодого амбициозного профессионала из мира спорта на уже расчерченной ими и распределенной спортивной делянке.
Выдающийся спортсмен Фетисов, которого спорт приучил играть в открытую, не стал приспосабливаться к этой делянке, он завяз в противостоянии с ОКР. И был выдавлен даже несмотря на то, что под его руководством постепенно приводился в порядок мир реального российского спорта. А наработки фетисовской команды, в том числе и долгосрочные планы, с удовольствием потом, без ссылок, разумеется, на авторство, новые начальники стали выдавать за свои.
Ничего удивительного в том, что Фетисов не вписался в тогдашние реалии, усмотреть нельзя. Никто не впишется и в сегодняшние, если не поменять систему управления спортом в стране. Бывшему хоккеисту пришлось столкнуться не просто с какими-то конкретными недоброжелательно к нему настроенными людьми, а с выстроенной под определенные отношения и определенный подход к делу жесткой системой.
Как, к слову, поспевает Виталий Мутко руководить туризмом и молодежной политикой, никому не ведомо, поскольку они - не на виду, и чемпионаты мира, Европы и Олимпийские игры по ним не проводятся. А как - спортом, видели все. Мутко, впрочем, не считает результат в Ванкувере "провалом", а называет его "объективной реальностью".
Виталий Мутко, коллега Тягачева по пребыванию в необнародованном "списке Медведева", сказал сначала, еще в Ванкувере, что у него в вопросе об отставке - "самая сильная позиция", поскольку его на эту должность "назначал сам президент страны, а от него лично оценки пока не получил", а потом, по прилету в Москву, заявил о том, что готов уйти совершенно спокойно, но не знает, "выиграет ли от этого спорт".
Сложно сказать, выиграет ли спорт от ухода Виталия Мутко, но пока лишь ясно, что он проиграл после его прихода. Проиграл крупно. На глазах у всех.
Кто будет отправлен в отставку, пока неясно. Не стоит, надо полагать, забывать о важной оговорке, сделанной Дмитрием Медведевым во время оперативного обсуждения итогов Олимпиады с представителями "Единой России". "Я думаю, - сказал тогда президент страны, - что ответственные лица - или, во всяком случае, некоторые из тех, кто отвечали за эту подготовку, - должны будут принять мужественное решение и написать соответствующее заявление". Войдут ли Леонид Тягачев и Виталий Мутко (или кто-то из них) в число "некоторых из тех", неизвестно. За спортивными кулисами говорят, будто и министр спорта, и глава ОКР непременно будут отправлены в отставку. Как все сложится, покажет время.
В случае с Тягачевым, к тому же, не все так просто: если он сам не захочет уйти, то убрать его невозможно - государственное давление на общественную спортивную организацию, согласно правилам Международного олимпийского комитета, исключено.
Если все же по просьбе руководителя страны "мужественное решение" двумя нынешними деятелями будет принято, и не обнаружатся силы, которым по плечу будет удержать Леонида Тягачева и Виталия Мутко на плаву, то автоматически возникает следующий вопрос: кто вместо них? Наверное, развитием спорта и руководством этого процесса должны заниматься не назначенные по остаточному принципу чиновники, а профессионалы, имена которых в России хорошо известны. Это и Шамиль Тарпищев, и Вячеслав Фетисов, и Валентин Балахничев, и Александр Попов… Есть из кого выбирать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции