Рейтинг@Mail.ru
Лучший директор школы – это бывший учитель, а не управленец со стороны - РИА Новости, 02.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лучший директор школы – это бывший учитель, а не управленец со стороны

Читать ria.ru в
Дзен
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что роль директора в новой школе изменится: должны повыситься степень свободы и уровень его ответственности. Почему это важно и что требует доработки в системе повышения квалификации директоров, в интервью РИА Новости рассказал главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что роль директора в новой школе изменится: должны повыситься степень свободы и уровень его ответственности. Почему это важно и что требует доработки в системе повышения квалификации директоров, в интервью РИА Новости рассказал главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков.

- Константин Михайлович, сегодня директоров все чаще воспринимают как управленцев и в меньше степени как педагогов. Какие задачи должен решать директор школы?

- Главная задача руководителя любой организации, в том числе и директора школы – это интеграция и обучение персонала. Хороший директор должен по возможности нанимать лучших, и обучать тех, кто уже работает.

Сегодня много говорят о компетенциях, надпредметных навыках учащихся, но они не воспитываются в рамках одного предмета, это результат групповых усилий, а группу нужно создать. Школьные коллективы в большинстве своем разобщены, каждый учитель занимается только своим предметом. И если кто-то может решить поставленные проблемы – так это директор.

- Что мешает директорам заниматься их коллективами?

- У директора на это попросту не остается сил. Он слишком загружен другой работой: совещаниями раз-два в неделю, бесчисленным количеством писем, на которые ежедневно надо отвечать в вышестоящие инстанции, проверяющими.

Полномочия у директора по закону огромные, но возможностей для их реализации нет. Маятник должен качнуться в другую сторону - увеличения реальных полномочий и большей независимости первого лица школы. Директор должен больше работать с коллективом. Но на это ему надо и больше времени.

- А должен ли директор преподавать?

- Не уверен, что в этом плане директор должен быть образцом. Это попросту невозможно, если учительская нагрузка у тебя небольшая и половину часов из нее заменяют – директора то и дело требуют на разные совещания. Удерживать высокий уровень профессионализма в таких условиях трудно.

Умение учить взрослых – совсем другая техника, и это мне кажется более важным. Это первый навык и первая способность, по которым стоит отбирать будущих директоров.

-  «На директоров» нигде не учат, они могут только повышать свою квалификацию на курсах. Эта система эффективна?

- У нас, как мне кажется, большой разрыв между системой повышения квалификации и школой. Можно говорить сколь угодно красивые вещи, которые слушателям понравятся, но результатом работы преподавателя курсов должен быть не высокий уровень удовлетворенности слушателей, а то, что произойдет с ними, когда они вернутся в школу. Курсы «не отвечают» за конечный их результат.

- А как можно отследить результаты – усвоил директор знания или нет?

- Должна быть промежуточная служба поддержки школы, которая оказывала бы ей помощь, особенно на организационном уровне – консультировала.

У нас отсутствуют технологии диагностики организационных проблем. Организации, как и люди, болеют, и болезни нужно диагностировать. Но это почти невозможно осуществить изнутри, и только специалист извне может сказать, что именно в школе не так и что можно улучшить в ее работе.

К примеру, болезнь дезинтеграции коллектива - когда каждый учитель замкнут в стенах своего кабинета и занят только своим предметом. Эту проблему может заметить только «внешний» человек. Но нет ни инструментов для такого рода диагностики, ни организационных консультантов. Их мало и в бизнесе.

Методисты региональных институтов повышения квалификации могут оказать помощь по тому или иному предмету, но организационных проблем они не решают.

Конечно, работа это затратная, требующая особой квалификации. Без федеральной, региональной, муниципальной поддержки эти структуры существовать не будут – школы не в состоянии платить специалистам за такого рода консультационную помощь.

- В инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что директора должны иметь возможность обучаться в соседних со своими регионах. Такие стажировки полезны?

- Стажировки – это большой шаг по сравнению с тем, что было раньше, когда казалось, что чем больше педагогов и директоров прослушают лекций, тем лучше. Но эффекта не заметно, и приходит понимание, что лекции - не самый эффективный способ работы с педагогами. Лучше всего профессионалы обучаются у профессионалов.

Но выстроить хорошую стажировку технологически не так просто – и это следующий этап работы. Во всем мире, где достигнуты успехи в области образования, считается, что самое эффективное повышение квалификации – на месте, а именно в школе. А выезды куда-то – это праздник, который хорош лишь в редких случаях.

- Стоит ли приглашать на должность директора управленца со стороны?

- Техники управления, независимо от их сферы, в общем-то, одинаковы. Да, в 90-е годы люди со стороны становились директорами, но таких примеров немного. Все-таки сложно руководить организацией, не понимая ее контекста, особенностей построения. Когда же человек проходит все этапы снизу (от учителя до завуча и директора), он понимает суть происходящего точнее и глубже.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала