2 марта исполняется 10 лет с того дня, как отряд Сергиево-Посадского ОМОНа попал под обстрел близ Грозного. Около четверти бойцов отряда были убиты, еще 54 человека были ранены.
2 марта 2000 г. на подступах к Грозному, в Старопромысловском районе Чечни попал в засаду отряд Сергиево-Посадского ОМОНа. Отряд ОМОН во главе с командиром Дмитрием Маркеловым должен был сменить в Старых Промыслах подольский отряд.
1 марта 2000 г. Старопромысловским временным отделом внутренних дел была получена оперативная информация о том, что в Грозный через блокпост № 53, на котором стоял подольский ОМОН, будет пробиваться автоколонна вооруженных боевиков в милицейской форме. Совместно с военной комендатурой была устроена засада в селе Подгорном, через который лежал путь к блокпосту.
Еще раньше их сюда же пришли боевики и заняли позиции по другую сторону дороги, в домах поселка Подгорное и на склонах холма чуть выше поселка.
2 марта 2000 г. автоколонна ОМОНа ГУВД г. Сергиев Посад при приближении к Подгорному была обстреляна сотрудниками Старопромысловского РОВД. В ходе предварительного следствия чеченской прокуратурой было установлено, что в расстреле принимали участие милиционеры из Свердловской области.
Как рассказывали очевидцы тех событий свердловские милиционеры, пока не разобрались, в чем дело, несколько минут в упор стреляли по своим.
В это же время огонь вели боевики, которые засели справа от дороги. Это были в основном снайперы. Два снайпера стреляли со стороны нефтяных вышек, не давая поднять головы подольским ОМОНовцам на верхнем блокпосту. Из дома муллы бил пулеметчик. Из дальнего дома стреляла чеченка-снайпер из малокалиберной спортивной винтовки.
Затем на выручку Сергиево-посадцам подошли три БТР и одна БМП из Софринской бригады. Подошедшие войска уничтожили основные огневые точки противника из танка и минометов.
В результате перестрелки из 100 бойцов отряда погибли 22, еще 54 получили ранения.
При расследовании причин происшедшего обвинения в халатности, повлекшей гибель людей, были выдвинуты против заместителя начальника ГУВД Московской области Бориса Фадеева и руководителя группы управления Объединенной группировки войск в Чечне Михаила Левченко.
По мнению прокуратуры, они не обеспечили безопасный маршрут продвижения колонны – та отправилась в путь без связи и прикрытия с воздуха.
22 марта 2002 г. Старопромысловский районный суд Грозного на выездной сессии оправдал генерал-майора Бориса Фадеева и полковника Михаила Левченко, обвиняемых в халатности, повлекшей гибель бойцов. Суд пришел к выводу, что в действиях Фадеева и Левченко отсутствовал состав преступления.
5 июня 2002 г. Верховный суд Чечни удовлетворил протест Генпрокуратуры, отменил приговор и направил дело на доследование в Генпрокуратуру. После доследования дело было передано на рассмотрение в Моздокский районный суд.
20 февраля Моздокский районный суд приговорил к четырем годам лишения свободы обвиняемых по делу о гибели бойцов Сергиево-Посадского ОМОНа в Чечне в 2000 г. Бывший замначальника ГУВД Подмосковья генерал-майор Борис Фадеев и бывший начальник группы Управления Объединенной группировки войск от МВД РФ полковник Михаил Левченко, признаны виновными в халатности, повлекшей тяжкие последствия (часть 2 статьи 293).
Однако в соответствии с постановлением Совета Федерации от 26 мая 2000 г., суд амнистировал Михаила Левченко и Бориса Фадеева в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне.
Решение суда не устроило ни осужденных, ни потерпевших – ими признаны бойцы, получившие ранения, а также семьи погибших. С тех пор родственники павших омоновцев совместно с обвиненными добиваются отмены приговора и возобновления расследования дела по расстрелу ОМОНа.
По состоянию на 2007 г. дело о халатности генерала Бориса Фадеева и полковника Михаила Левченко было передано в Верховный суд. Информации о дальнейшей его судьбе в СМИ не появлялось.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников