БАНГКОК, 27 фев - РИА Новости, Евгений Беленький. Верховный суд Таиланда в пятницу постановил конфисковать в пользу государства полтора миллиарда из 2,45 миллиарда долларов из арестованных в 2006 году военным правительством активов бывшего премьера Таксина Чинавата, однако долгожданное решение этого вопроса не приблизило окончание политического конфликта, более четырех лет сотрясающего страну.
В пятницу Специальная коллегия Верховного суда Таиланда постановила считать бывшего премьер-министра Чинавата виновным в использовании служебного положения в целях личного обогащения.
Человек, который сделал себя сам
Чинават - выходец из небогатой боковой ветви одной из влиятельных китайско-тайских семей северного Таиланда. Дослужившись в полиции до подполковника и защитив докторскую диссертацию по криминологии в США, он вышел в отставку и занялся бизнесом. Начав с установки компьютерных сетей для нужд полиции, Чинават вскоре одним из первых в Таиланде начал работать на рынке пейджинговой и мобильной телефонной связи. Почти монопольное положение на рынке в конце 80-х годов (мало кто рисковал тогда вкладывать деньги в малоизвестный высокотехнологичный бизнес) позволило ему быстро сколотить небольшое состояние.
В 1992 году, подписав 25-летний контракт на несколько частотных диапазонов, Чинават почти на десять лет стал подлинным монополистом мобильной связи. Именно в это десятилетие мобильный телефон в Таиланде перестал быть игрушкой богачей и стал предметом повседневного обихода. А Чинават вошел во всемирный список журнала "Форбс" под номером 18 среди богатейших людей планеты. Уже к середине 90-х его группа "Шин Корпорейшн" развивала телекоммуникации Таиланда и трех соседних стран. Группа "Шин Корп" также запустила в космос первые таиландские спутники связи.
Яркая звезда политического небосклона
Чинават пришел в политику в конце 90-х годов. В 1997 году начался Азиатский финансово-экономический кризис. Начался именно в Таиланде и нанес тяжелый удар таиландской экономике. К власти пришло правительство Демократической партии. Демократы призвали в страну Международный валютный фонд, который немедленно начал переделывать экономическое законодательство Таиланда. После действий Джорджа Сороса, который валютными махинациями в 1997 году "уронил" тайский бат и спровоцировал кризис (по крайней мере, тайцы в это свято верят) проекты МВФ еще больше распалили росшее в стране недовольство деструктивным вмешательством иностранцев.
На волне национализма в 2001 году к власти пришла совершенно новая партия, созданная за полгода до выборов, со странным для тайской политики названием "Тхаи Рак Тхаи" (Тайцы любят Таиланд). Ее создателем и руководителем был Чинават. ТРТ впервые в истории таиландской демократии заняла больше половины парламентских мест, обеспечив себе гарантированный полный восьмилетний срок правления. Лидер партии Чинават стал премьер-министром.
Народный премьер с большим "Я"
Приходу Чинавата сначала радовались все. Стране нужно было выходить из кризиса, и в нем, талантливом бизнесмене и администраторе, видели спасителя нации. Чинават начал с социальных программ. Программа деревенских ссудных фондов для развития местных ремесел, дешевая "народная" медицинская страховка, программа реализации продукции местных промыслов через сеть специализированных магазинов для туристов, пенсионная реформа и другие, были продолжены всеми правительствами после свержения Чинавата в 2006 году, включая нынешнее, которое состоит из его противников.
В макроэкономике за время его правления также произошли положительные изменения. К 2006 году Таиланд экспортировал почти 500 тысяч автомобилей в год и занимал одно из первых мест в мире по производству микропроцессоров и материнских плат. Однако, чем очевиднее были успехи, тем больше появлялось у Чинавата противников. Причиной был, скорее всего, его активный и достаточно жесткий стиль лидерства. Кроме того, его гигантское самолюбие и честолюбие создавали ему проблему за проблемой.
Противники Чинавата считают, что он мыслил недоброе против монархии. Сторонники говорят, что премьер Чинават всегда относился к монархии с огромным уважением, но иногда, демонстрируя уважение, при принятии решений игнорировал ее существование.
"Он управляет страной, как своей компанией", - говорили о Чинавате.
Революция улыбок
Движение "желтых рубашек", ультра-патриотических монархистов, родилось во время второго срока премьерства Чинавата и обрело силу в течение 2006 года. Ему противостояли сторонники Чинавата, объединенные в несколько организаций, самой массовой из которых был "Совет бедноты". По улицам Бангкока зашагали многотысячные демонстрации обеих сторон, едва удерживаемые их лидерами от кровопролитных столкновений.
Празднование 60-летия вступления короля Пхумипхона Адулъядета на трон несколько отдалило столкновение. Однако на 20 сентября были назначены две 100-тысячные демонстрации, которые должны были проходить на одном и том же месте - на Королевской площади с конной статуей деда царствующего монарха, короля Чулалонгкорна (Рамы V).
Девятнадцатого сентября на Королевскую площадь вошли танки. Совершился бескровный военный переворот, вошедший в историю как "Революция улыбок": многие в стране приветствовали переворот как единственное средство избежать кровопролития. Горожане дарили солдатам цветы, которые те вставляли в стволы автоматических винтовок и карабинов.
"Желтые" торжествовали: военные явно были на их стороне. Временное военное правительство немедленно инициировало серию гражданских и уголовных исков против Чинавата. В день переворота премьер находился на сессии Генеральной ассамблеи ООН и не смог вернуться на родину, где его, вероятнее всего, ожидал арест.
"Красные" против "желтых"
Военные, как и обещали, продержали власть в своих руках ровно год. Однако на первых после переворота выборах 2007 года победили сторонники Чинавата. Движение "желторубашечников" опять мобилизовалось и вышло на улицы. В противовес ему создалось движение сторонников Чинавата - "красные рубашки". Идеологи движения объясняют красный цвет тем, что именно он на национальном флаге символизирует демократию, попранную военным переворотом и полностью не восстановленную. Мозговым центром движения стал Объединенный фронт за демократию против диктатуры, в то время как "желтые" оформились в Народный альянс за демократию.
Противостояние двух сил увеличивало политический раскол в тайском обществе. "Желтые" пошли на беспрецедентные шаги, чтобы свергнуть "красное" правительство. Сначала они заняли Дом правительства и устроили на его территории палаточный городок. Правительству пришлось заседать в здании старого аэропорта Дон Мыанг. Затем "желтые" захватили международный аэропорт Суваннапхум и удерживали его две недели, нанеся колоссальный ущерб туристическому бизнесу и международному имиджу страны.
После трех прочинаватовских правительств, каждое из которых вынуждено было уйти под давлением "желтых", было создано коалиционное правительство Апхисита Вечачивы. Демократы никак не могли рассчитывать на победу на выборах. Стать правящей партией им помогла группировка, отколовшаяся от сторонников Чинавата ради достижения компромисса и еще пять небольших парламентских партий. Демократы вместе с ними создали коалицию. Новая чинаватовская партия "Пхыа Тхаи" автоматически стала оппозиционной. "Желтые" разошлись по домам, пришло время массовых акций "красных".
Судебный вердикт
За месяц до назначенной даты объявления приговора по делу об активах Чинавата правительство начало готовить меры безопасности на случай беспорядков, которые "могли спровоцировать отдельные группы оппозиции". "Краснорубашечники" сначала назначили на 26 февраля массовый митинг в Бангкоке, но в последний момент перенесли его на середину марта. В день объявления вердикта в Бангкоке жизнь продолжалась в нормальном ритме вопреки повторявшимся весь день предупреждениям о вероятных провокациях.
Вердикт начали зачитывать в 13.30 по местному времени (09.30 мск) и закончили читать в 21.00 (17.00 мск). Верховный суд признал Чинавата виновным в использовании служебного положения в целях личного обогащения и постановил конфисковать полтора миллиарда долларов из арестованных активов, "оставив" Чинавату неполный миллиард при условии уплаты из этой суммы почти 400 тысяч долларов налога с продажи принадлежавших ему акций компании "Шин Корпорейшн".
Прошу прощения у детей
Около 21.30 Чинават в режиме телемоста выступил перед своими сторонниками, собравшимися в штаб-квартире партии "Пхыа Тхаи". В начале выступления он попросил прощения у жены и детей за то, что не послушался их совета и "влез в политику".
"Я был слишком самонадеян и не послушался вас тогда. Сегодня я прошу прощения за страдания, которые вам причинил своим решением ввязаться в политику". Чинават назвал решение суда "несправедливым", заявив, что никогда не использовал служебное положение в личных целях. Отметив, что суд конфисковал все средства, заработанные членами его семьи, державшими акции "Шин Корп", за время его премьерства, Чинават отнес рост акций компании за счет общего подъема экономики в тот период.
"Если прибыль с акций, заработанная в то время, отнимается у членов моей семьи, то почему не отбирают прибыль у акционеров других компаний, акции которых резко выросли в то же самое время? И как все это связано с моей работой в качестве премьер-министра?", - спросил опальный политик.
Чинават также обратился к своим сторонникам с призывом сохранять спокойствие и продолжать борьбу мирными, конституционными средствами. Он выразил уверенность в "конечной победе демократии" в Таиланде.
Салют на улицах
После объявления вердикта бангкокское небо окрасилось яркими красками многочисленных салютов. Противники Чинавата праздновали победу. Несмотря на опасения, большинство "краснорубашечников" не проявили бурных эмоций по поводу вердикта и откровенной радости своих противников. С одной стороны, они и не ожидали решения в пользу Чинавата. С другой, решение оказалось "компромиссом" - все-таки их вождю "оставили" без малого 600 миллионов долларов.
Логику судей можно понять. Несмотря на статус Верховного суда как символа высшей беспристрастности и справедливости, каждый из девяти членов коллегии понимал, какой груз висит на его плечах. От решения коллегии зависел не просто спор между государством и частным бизнесменом по поводу причитающихся государству средств, пусть даже в таких гигантских размерах. Речь шла о том, что вердикт окажет прямое влияние на ход противостояния сторон в затяжном политическом конфликте, который, по мнению аналитиков, способен привести страну на грань гражданской войны.
Из решения суда ясно, что судьи нашли возможность в рамках закона провести частичную конфискацию активов вместо полной, которой требовало обвинение. Политики, ожидавшие решения суда, явно вздохнули с облегчением: такое решение не подтолкнет ни одну из сторон идти ва-банк. Однако постановление суда не устранило причину конфликта, который уже давно перерос "денежную составляющую" политики. Конфликт остался, и он принесет еще сюрпризы.