Выступление сборной России по биатлону на Олимпийских играх в Ванкувере можно считать успешным, заявил РИА Новости исполнительный директор Союза биатлонистов России (СБР) Сергей Кущенко.
Российские биатлонисты за десять гонок завоевали четыре медали. Евгений Устюгов в масс-старте и женская команда в эстафете выиграли медали вышей пробы, Ольга Зайцева стала второй в гонке с общего старта, а мужская эстафетная команда взяла бронзу.
- Сергей Валентинович, Вы пришли на пост исполнительного директора СБР в июле прошлого года, и через полгода такой серьезный экзамен — Олимпийские игры. Не было ли это для Вас рискованным решением?
- Конечно, очень рискованно — до Олимпиады маленький срок и получается, что вся фундаментальная работа сделана не нами, а ключевые решения остались за нами. Отсюда выходит, что если будет успех (на Играх), он будет не наш. Этот успех тех людей, которые работали раньше. А можно сказать, что мы выступили успешно. Посмотрите на плотность результатов: три четвертых места — в секундах, миллиметрах от пьедестала.
Думаю, что основной проблемой была коммуникация с теми, кто уже работал. Не все приняли нашу философию, хотя мы ее особо еще и не показывали, чтобы не разрушить то, что есть. Мы максимально предложили, просто не испортив, помочь, а особо слабые места мы просто подзакарыли. И там, где подзакрыли, сначала механизм очень тяжело запускался, а в некоторых случаях просто блокировался, но он стал разрабатываться в середине Олимпиады. Такой большой труд не может не дать результатов, даже не результатов, а вознаграждения за работу. Тем более труд базировался на хороших традициях. Не стоит, конечно, забывать, что работали и наши соперники. Посмотрите хотя бы на французов — шесть медалей, все готовы, все бегут. В эстафете девочки на пьедестал заехали с двумя штрафными кругами и восемью дополнительными патронами. Я поговорил с французским тренером — он говорит: только лыжи. Лукавит, конечно.
- А Вы сами, что думаете о той форме, в которой сборная Франции подошла к Олимпиаде?
- Функциональная подготовка и правильная подводка к соревнованиям. То есть они, начиная с 13 февраля, все были в порядке. Они правильно все рассчитали. А вот другие все как-то друг на друга смотрят — немцы, норвежцы, русские. Куда Бьорндален поехал, куда немцы поехали, куда россияне. Вот у нас игра такая...
- Кто кого перехитрит?
- Да, кто кого перехитрит. Друг у друга подглядываем и делаем тоже самое. А французы, мне кажется, готовились обособленно. Думаю, у них научные группы серьезные были привлечены. Да и вообще в биатлоне в целом за последние лет десять привлечено колоссальное количество науки и технологий, которые, собственно говоря, и улучшают биатлон. Очень важна, конечно, психологическая подготовка. Посмотрите, что происходит с лидерами. Юнссон нет, вообще шведок нет.
- А что со сборной России?
- Если говорить о завершении женской части биатлона олимпийского, то тренеры тоже, на мой взгляд, раскачались к концу.
- Что вы имеете ввиду?
- Быстрое принятие решений, жесткие решения принимались, отстаивали свою точку зрения. И, начиная, с масс-старта работа была просто изумительная — коммуникации и так далее. Вот давайте посмотрим мнения, которые были до масс-старта и после. Вначале все говорили: вот результаты как близко, все пропало, клиент уезжает, гипс снимает. При этом никто не знает, что происходит внутри команды, что было сделано на самом деле. Прочитав кого-то, сравнив с кем-то, добавив свое мнение, - и в прессу. Давление на биатлонную сборную было максимальное. Перед Олимпиадой и во время Олимпиады. А сейчас все говорят, что биатлон вытягивает всю национальную сборную.
- Как боролись с психологическим давлением?
- Было очень тяжело. Собрания проводились минимально. В основном — индивидуальные беседы. После второй неудачи, в пасьюте, спортсмены сами повыключали интернет.
- В одном из своих интервью Вы говорили, что разделили олимпийский биатлонный турнир на три блока. Первый — это спринт и пасьют, второй — индивидуальная гонка, третий — масс-старт с этафетами. Как оцениваете каждый из блоков?
- Вот так вот (показывает движение рукой снизу вверх). Но на первом этапе все-таки, надо признать, погода вмешалась, особенно в мужскую гонку (спринт). Это просто невезение. С Аней Булыгиной тоже невезение. Вязкая лыжня на секунду отделила ее от третьего места (в спринте). Это очень тяжело. Ну вот как ее поддержишь? Она сделала очень хорошую работу.
Индивидуальная гонка уже показала совершенно другие ракурсы, что у нас есть явные лидеры — Женя Устюгов и Ваня Черезов. Они явно были настроены по-боевому, очень хорошую гонку провели. У девчонок были промахи, но по скорости очень неплохо и кучно. На масс-старт мы вышли на пике формы. Надо разобрать, почему так произошло. Я разделил гонки не по принципу, как они проходят, а по блокам, как они связаны. Спринт и вытекающий из его результатов пасьют — это понятно, индивидуальная сама по себе, а масс-старт и эстафета такие массовые. То есть понятно, что наши плюсы — это потолкаться где-то, побиться. В эстафете у девочек было понятно, что, если не будет глобальных ошибок, ровненько придем, что и произошло. Очень заслуженная и важная победа. Политические вещи нужно отбрасывать и говорить только о реальных. А реальные вещи — это уже удачное, успешное выступление биатлонной сборной.
- Два золота, серебро, бронза...
- Успешное выступление. Это потому, что конкуренция возрастает, а мы на тех же позициях.
- Решение по составу команды на мужскую эстафету вызвало много обсуждений. Говорили, что вместо Антона Шипулина надо выставлять Николая Круглова.
- Эстафета была в том составе, в котором выигрывали в Рупольдинге (на этапе Кубка мира), и собственно говоря, был понятен вопрос, что вместо Антона можно было поставить Круглова. Но решение тренерского штаба было такое — пробовать, пробовать, пробовать Антона, в том числе к Сочи. Антон неплохо выглядел, но надо сказать, что и Коля был достоин этой эстафеты. Тем не менее, считаю, что качественная работа, которая была проделана в мужской сборной, дала результат. Самое главное, что наша мужская сборная вернулась на свой уровень, который достаточно давно был потерян. Мы заехали на пьедестал, могли второе (место занять), могли первое.
- Оле-Эйнар Бьорндален в Ванкувере стал шестикратным олимпийским чемпионом.
- Нас это не интересует. Поздравляем Бьорндалена, но мы будем своих шестикратных искать и поднимать (смеется).
- Следующая зимняя Олимпиада для нас имеет особое значение, так как пройдет в Сочи. План подготовки в биатлонной части к ней уже намечен?
- Нет. Вначале нужен очень глубокий анализ всего, что произошло. Нужна научная группа, очень много медицины надо смотреть.
- В какие сроки это будет проделано?
- Анализ должен быть представлен после 10 марта. Мы хотим приготовить, обсудить, собрать пресс-конференцию. Показать все — что, как, почему, соперников, динамику. Отдадим этот отчет в министерство спорта, ОКР, предложим свои идеи, программы. Все это надо делать уже завтра.
- Игры в Ванкувере стали самыми сложными для России за последние лет десять...
- Вся национальная сборная находилась под серьезным психологическим давлением. Кто с ним не справляется, тот проигрывает. Все эти детали нужно учитывать в Сочи. Нас ждет хозяйская Олимпиада. Посмотрите, как здесь выступают канадцы, в Пекине — китайцы как выступали. И мы сегодня должны не выпускать пар — плохо, хорошо. Это то, что есть. Это то, что мы сегодня имеем. У нас лучшие спортсмены поехали на Олимпиаду. Как они выступили, это наша работа, недоработки, труды. Посмотрите, сколько четвертых мест вообще у национальной команды — девять или десять. Вы хотите сказать, что это плохая работа? Конечно, нет.
- Что нужно, чтобы запрыгнуть на пьедестал с этих четвертых мест?
- Надо разобрать по частям, разобрать детали, поставить реальных управленцев, которым можно доверять. Находить тренеров, нужно привлечь лучших специалистов в стране. Если надо, то и из-за рубежа, не стесняться этого. Если мы проигрываем в каких-то позициях, то давайте сделаем такую систему, чтобы воспитывать тренеров, так как завтра их уже не будет. Многие вещи требуют анализа. Мы участвуем из 86 комплектов в зимней Олимпиаде только в 35 или 36, а в остальных-то что? Мы изначально отрезаны. Мы что не можем найти сноубордистов? У нас есть чемпионы мира по скейтам, а сноуборд родственный вид спорта. Это стиль жизни многих молодых людей. Сразу проблемы решатся. Представляете, олимпийский чемпион может уже в 20 лет все для себя решить. Ну какая еще нужна мотивация?
- Эта Олимпиада обнаружила какие-то проблемы, которые Вы, может быть, не представляли?
- Проблемы знают все, и подход к ним у каждой федерации по видам спорта разный. Вот мы обсуждаем, а где остальные 50 комплектов наград? Что с ними? Перед Афинами, когда Лондон решил, что будет подавать заявку (на проведение Олимпийских игр), они приняли специальную программу. В Афинах британцы завоевали около 30 медалей, а в Пекине — 47! Прошло всего четыре года! Они вырезали те (виды спорта), в которых точно не могут брать медали, добавили финансирование тех, где сильны, собрали лучших специалистов. Гребля, парус, велосипед — все их. Конечно, модели многих стран нам не подходят. У нас есть свой стиль, своя база, все это нужно правильно использовать. Ваня Скобрев, который выиграл две медали, готовился больше года с личным тренером из Италии, который 365 дней в году ему расписал. Это о многом говорит. Это говорит, что иностранный тренер подготовил нашего спортсмена. То есть надо признавать, как делать быстро то, чо необходимо.
Сегодня официально заявляю, что и для биатлона и для всех федераций, кто готовился к Олимпиаде, сделано все. Причем очень гибкие решения принимались. Раньше поменять, например, билет на самолет, если ты вдруг меняешь план, было невозможно. Куплен билет, поезжай туда. Сейчас финансируется все. Есть вопрос эффективности финансирования.
- Как лично для Вас прошла эта Олимпиада?
- До этого все Олимпиады у меня были летние. Эта — первая зимняя. Она, конечно, раскрывает совсем другие ракурсы, другие отношения. Летняя более карнавальная. Здесь все так же, как на этапах Кубка мира, только нет рекламы. И ответственность просто как пятитонная рельса прилетает на каждого. Я просто выжег себя, переживая. Не представлял, что так может быть. Думал, что я научился переживать спорт, оказывается нет.
- То есть открыли в себе что-то новое?
- Да, внутри выжег все. Ты можешь не ходить в зал, а просто смотреть, как твой спортсмен стреляет. Все.
Что касается организации, то ее нужно разделить на дае части. Организация соревнований очень неплоха, организация всего остального...с этой смертью молодого парня, с этой не поднявшейся опорой (на церемонии открытия), да еще водитель умер по пути, то бобы переворачиваются. Такое ощущение, что не было времени подготовиться. Все это надо учесть к Сочи. Потому что олимпийский праздник должен разгружать спортсменов.