Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Скандал вокруг убийства в Дубае одного из лидеров ХАМАС, главы военного крыла организации Махмуда аль-Мабхуха отказывается медленно сходить на нет, как бы того ни хотели бы очень многие, в очень многих столицах. До 19 февраля подозреваемых было 11. Теперь стало 26. Полиция эмирата объявила, что определены еще 15 новых подозреваемых в причастности к «дубайской акции», и 25 февраля передала их имена Интерполу - в международный розыск. И снова напомнила, что на 99% уверена: акцию совершили агенты израильской разведки «Моссад». Когда «уверенность» дойдет до 100%, заявил шеф дубайской полиции генерал-лейтенант Дахи Тамим, эмират выдаст международный ордер на арест шефа «Моссад» Меира Дагана.
Представьте себе, к примеру, что речь шла бы о ликвидации кого-то или покушении на таковую, в той же или любой иной стране, российскими или, скажем, китайскими спецслужбами? При схожих обстоятельствах и схожими методами исполненной агентами с британскими или германскими паспортами. Что бы тогда было? Мысль политически нездоровая, но имеющая право на жизнь, хотя лучше бы никто этим правом не воспользовался.
Почти у всех «владельцев» позаимствованных для въезда в Дубай паспортов двойное гражданство, и большинство - 12 человек - имеют британские удостоверения вместе с израильскими. Паспорта для других агентов выданы МИДами Ирландии, Франции, Австралии и Германии. Группа пользовалась кредитными карточками американских банков, билеты на самолеты в Дубай из Парижа, Рима, Франкфурта, Цюриха покупала в Австрии или Бельгии, после операции агенты выехали кто в Гонконг, кто в Иран, кто еще куда. Но на самом деле просто «растворились» в воздухе.
Причем, и это самое любопытное, все без исключения паспорта - это паспорта живых, реальных граждан всех помянутых стран, которые либо живут, либо бывали в Израиле. Послы Израиля в Лондоне, Дублине, Канберре, Париже, представители в ЕС уже были вызваны в соответствующие МИДы для объяснений.
Дипломаты, которые заняты ближневосточным урегулированием, ядерной проблемой Ирана, Афганистаном, Ираком, считают, что более неподходящее время для этой ликвидации в Дубае трудно и придумать. Скандал все дает новые круги по воде, а на Ближнем Востоке такие волны - хуже кислоты: они еще больше укрепляют материи арабо-израильской неприязни и катализируют процессы, после которых даже самые малые договоренности надо начинать с нуля.
И это при том, что в Израиле сейчас самое правое правительство из всех возможных - кабинет Биньямина Нетаньяху. При нем тянуть арабов на «компромиссы», будь то по Ближнему Востоку или санкциям против Тегерана с его ядерными амбициями, и так было трудно. Теперь станет еще труднее. «Дубайская история» еще больше укрепила их в осадной ментальности: какие могут быть компромиссы, когда нас так нагло и бесцеремонно уничтожают? И при этом даже не опасаются возмущения Запада: подделка паспортов в Британии, Германии, Франции, Ирландии - уголовно наказуемое преступление.
Надо признать, что с чисто профессиональной точки зрения и то, и другое - «наглость и бесцеремонность» - присутствуют. «Моссад», как и все другие разведки мира, любит ночь или, в крайнем случае, сумерки. После операции в номере 230 дубайского Al-Bustan Rotana Hotel (она прошла еще 19 января, но детали были объявлены только в середине февраля) осталось слишком уж много следов (камеры наблюдения в отеле, аэропорте, свидетели, чеки, билеты, кредитные карты), по которым вычислить исполнителей было не так и сложно. Они либо сами хотели «засветиться», либо не боялись, что «засветятся». Такого рода операции обычно проводятся «в назидание», как напоминание, что достать можно любого, в любом месте.
Масштабы нынешней акции, правда, не совсем обычные. Израиль уже имел скандалы с использованием британских паспортов для агентов, совершавших убийства палестинских деятелей. Это было в 1973 году в Бейруте, когда «Моссад» ликвидировал нескольких руководителей палестинских группировок. В 1986 году агенты «Моссад» похитили израильского техника-ядерщика Мордехая Вануну, раскрывшего в британской прессе секреты ядерной программы Израиля. Кстати сказать, еще в середине 1980-х (и это мало кому известно) Маргарет Тэтчер распорядилась закрыть представительство «Моссад» в Лондоне: агенты разведки слишком уж открыто готовили убийства палестинских деятелей в изгнании в Лондоне. «Моссад» часто использовала канадские, швейцарские, норвежские, французские паспорта. Но раньше это все больше были паспорта уже умерших граждан. Теперь в операции замешаны слишком уж много имен вполне здравствующих граждан с паспортами стран Евросоюза и Австралии.
Израиль, как, впрочем, и все разведки мира, придерживается устоявшейся позиции: ничего не комментировать, поскольку никаких доказательств ни у кого нет. Хотя, судя по «почерку», масштабам конспирации, географии, количеству вовлеченных в операцию, методам и, наконец, самой личности убитого - а кто же еще это сделал, если не «Моссад»?
Ни одна разведка мира не любит вопросы, которые поднимает «дубайская акция».
Потому что почти у каждой есть (или была в прошлом) в запасе не одна и не две «исполнительные акции», как именуют в профессиональной терминологии любое действие, связанное с физическим уничтожением человека.
Первый, и самый главный, вопрос все же - почему все было сработано настолько топорно? Почему «для легенды» были взяты паспорта вполне здравствующих граждан Израиля, Британии, Франции, Германии, Ирландии? Их, как выясняется, вероятно, просто скопировали с компьютеров иммиграционной службы Израиля. Имена даже обнародованы в газетах. Как уже не раз показывала практика, использование для «прикрытия» профессий журналистов, ученых, работников благотворительных организаций не раз приводило к гибели ни в чем неповинных людей из этих профессий. Многие разведки мира от этого сейчас отказались (или утверждают, что отказались). Теперь каждый европеец для арабских спецслужб - вполне вероятный агент Израиля. Это было сделано бездумно, без оглядки на последствия или, напротив, просчитано далеко вперед, с целью именно такие последствия приблизить?
«Моссад» была создана в 1948 году, и одним из ее первых шефов был Ицхак Шамир, впоследствии израильский премьер. Критики «Моссад» утверждают, что разведка начала слишком уж явно клониться в сторону «политических убийств» при премьере Ариэле Шароне, когда в 2002 году он назначил ее шефом Меира Дагана. Про Дагана в Израиле говорят, что он пришел в «Моссад» с «кинжалом в зубах». В июне 2009 года, когда Биньямин Нетаньяху продлил на год полномочия Меира Дагана, в отставку немедленно подал его первый зам.
Сами израильтяне операцией «Моссад» гордятся. Но признают, что надо ждать новой крови. Теперь уже израильской. Как всегда на Ближнем Востоке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции