МОСКВА, 24 фев - РИА Новости. Премьер-министр России Владимир Путин подверг беспрецедентно жесткой критике владельцев генерирующих компаний за то, что они не выполняют обязательство развивать российскую электроэнергетику. По словам Путина, новые собственники под разного рода предлогами уклонялись от реальной работы, а "денежки государственные" тратили не на новые стройки, а на спекуляцию или проедали.
На совещании, которое премьер проводил на пострадавшей от аварии Саяно-Шушенской ГЭС, Путин назвал и имена провинившихся - Потанин, Лебедев (Леонид), Прохоров, Вексельберг.
СМИ уже сравнили критику Путина с его высказываниями в адрес компании "Мечел" в 2008 году, когда обещание премьера "прислать доктора" к заболевшему владельцу компании Игорю Зюзину обвалило ее акции.
Правда, в этот раз акции подешевели незначительно, а собственники компаний тут же пообещали исправиться.
Доктор пришел лечить энергетику
Путин напомнил на совещании по реализации инвестпрограмм энергокомпаний, что в условиях кризиса государство поддержало бизнес, но теперь кризис проходит и "больше сдвижек не будет" - власти РФ больше не пойдут навстречу частным инвесторам в переносе сроков ввода новых энергомощностей.
Потребление электроэнергии в январе 2010 года вновь вышло на докризисный уровень в 103 миллиарда киловатт-час, сообщил премьер, лишив сторонников переноса сроков одного из главных их аргументов.
По словам Путина, обязательства в энергетике выполняют либо государственные компании - "Газпром", "Интер РАО", РЖД, либо иностранные компании - Fortum (Финляндия), Enel (Италия), E.ON (Германия). Исключением среди частных российских компаний, по словам премьера, стал ЛУКОЙЛ.
"А все наши остальные частные инвесторы разбежались по сути. Что это за работа такая? Вот вам и цивилизованный рынок и ответственность бизнеса", - сказал премьер.
Путин сразу, "чтобы не было обид", предупредил, что к тем, кто "проедает" предназначенные для инвестиций ресурсы, "тем более выводит их на сторону", будут применяться штрафные санкции. "Все необходимые правовые основания для этого у государства есть. В том числе есть возможности Генеральной прокуратуры, особенно, если речь идет о технической безопасности. А такие вопросы есть, проблемы возникают", - заметил премьер.
Путин заявил, что собственники не проявили ответственность и вместо дела предпочитают заниматься поиском разного рода предлогов, чтобы уклониться от реальной работы.
Путин напомнил, что в ходе реформирования РАО "ЕЭС" новые собственники взяли на себя серьёзные обязательства - инвестировать средства в развитие российской электроэнергетики, а часть этих обязательств была обеспечена финансированием за счёт дополнительной эмиссии акций. Объём привлеченных средств составил порядка 450 миллиардов рублей. Но из этих "денежек государственных", по словам премьера, непосредственно на реализацию инвестиционных проектов израсходовано только 270 миллиардов рублей.
"А 66 миллиардов рублей ушло на текущую деятельность компании: на покупку разного рода непрофильных активов, не имеющих отношения к электроэнергетике страны. Проедались или, прямо скажем, были направлены на спекулятивные цели. Еще почти 100 миллиардов до сих пор не использованы и лежат на счетах", - заявил Путин.
По его словам, государство в прошлом году пошло навстречу генерирующим компаниям, дало им антикризисные послабления, согласилось рассмотреть вопрос о сдвижке сроков сдачи объектов на год-два, а также о переносе части строек на другие, более удобные инвесторам, площадки. Но даже скорректированные планы срываются, подчеркнул Путин.
По его словам, инвесторы ссылаются на кризис и на отсутствие спроса, просят сдвинуть сроки ввода генерирующих мощностей ещё на 4-5 лет, а когда им предлагают построить станцию там, где есть гарантированный спрос, где дополнительные энергообъекты особенно важны государству, например, в Сочи, просто уходят "в кусты".
Среди провинившихся в неисполнении своих инвестиционных обязательств Путин назвал ОГК-3 (главный акционер Владимир Потанин), ТГК-2 (главный акционер Леонид Лебедев), ТГК-4 ("ОНЭКСИМ" и главный акционер там Михаил Прохоров), "Комплексные энергетические системы" (главный акционер Виктор Вексельберг).
Путин призвал крупных российских бизнесменов, в частности Прохорова и Потанина, не ссориться с государством и выполнять инвестпрограммы в сфере энергетики.
Глава правительства сообщил, что среди компаний, которые не выполняют свои обязательства, выделяется ТГК-4, где, по словам премьера, даже нет соответствующих планов.
"Он (собственник) неплохо себя чувствует в экономическом плане. Как говорят в известных кругах, он окэшился (перевел средства в наличные- ред.), деньги у него есть. Он ходит по разным кабинетам, ко мне заходил недавно, у нас с ним добрые отношения, ищет различное применение этим средствам. А обязательства-то надо выполнять", - сказал Путин.
В качестве другого примера он привел компанию ОГК-3, принадлежащую Потанину.
"Приобрел он (Потанин) эту компанию за 81,7 миллиарда рублей. А по допэмиссии получил 81,7 миллиарда рублей. Задаром, по сути дела, взял огромную собственность. Ну, ладно, взял огромную собственность. Но есть же обязательства по выполнению инвестпрограммы. Ничего не делается", - констатировал премьер.
После этих критических замечаний акции ОГК-3 подешевели на открытии торгов на ММВБ. На 10.40 мск в среду акции ОГК-3 потеряли на ММВБ 1,33%, показав наибольшее снижение из всех бумаг энергетического сектора, котирующихся на этой бирже
Как положительный пример Путин привел немецкую компанию E.ON (контролирует ОГК-4) - эта компания получила по допэмиссии 48 миллиардов рублей, а ее инвестпрограмма составляет 95 миллиардов рублей, и ее E.ON реализует.
Премьер подчеркнул, что со своей стороны правительство готово помочь инвесторам и выполняет взятые на себя обязательства.
Остается только строить
"КЭС Холдинг" тут же назвал выполнение инвестиционных программ своих ТГК безусловным приоритетом.
"Обязательная инвестпрограмма КЭС - это более 3 тысяч МВт или 165 миллиардов рублей, и мы обязуемся ее реализовать до последнего мегаватта", - заявил РИА Новости официальный представитель компании.
Представитель КЭС пояснил перенос реализации проектов "объективными причинами".
Новобогословскую и Игумновскую ТЭЦ не строят из-за отсутствия потребителя энергии, строительство Новоберезниковской ТЭЦ на планируемой площадке невозможно из-за произошедшей несколько лет назад техногенной катастрофы, а строительство Нижегородской ТЭЦ не могли начать из-за того, что права на площадку принадлежали третьим лицам.
"Перечисленные причины повлияли на изменение сроков ввода, а в некоторых случаях замену площадки проектов. Эти изменения согласованы с "Системным оператором ЕЭС" и в настоящее время находятся на согласовании в Минэнерго. В то же время по проектам, которые были в высокой степени проработанности и оптимальны по техническим решениям и экономике, идут активные работы. Например, это строительство блоков ПГУ на Сызранской ТЭЦ (ТГК-7) и Пермской ТЭЦ-6 (ТГК-9). Также практически завершены модернизационные проекты на Сормовской и Сакмарской ТЭЦ (завершающий этап работ в 2010 году, суммарный ввод 245 МВт с увеличением на 20 МВт)", - добавил представитель КЭС.
А генеральный директор ТГК-4 Евгений Абрамов пояснил РИА Новости, что сдвиг сроков по ряду энергообъектов произошел из-за проблем с производителями оборудования и подрядчиками.
"Московская ГРЭС, Ливенская ТЭЦ и Калужская ТЭЦ будут нами запущены в 2011 году. Там разная стадия готовности и разные причины задержек в строительстве", - сказал Абрамов.
По его словам, турбину для одной из ТЭЦ, которую делал General Electric, залило водой и ее пришлось возвращать назад. По другой ТЭЦ были небольшие проблемы с подрядчиком, который выбрало еще РАО ЕЭС. "Все эти вопросы по переносу сроков мы согласовывали с ОАО "Системный оператор ЕЭС", - сказал он.
Глава ТГК-4 сообщил, что из-за резкого падения спроса на электроэнергию в регионах на 2014 и 2015 годы перенесены соответственно вводы Тягилевской ТЭЦ и Липецкой ТЭЦ.
Абрамов напомнил, что у компании инвестпрограмма из 8 объектов, из которых в 2009 году была запущена Елецкая ТЭЦ. Воронежская ТЭЦ и Курская ТЭЦ будет запущены осенью 2010 года.
По его словам, объем инвестпрограммы ТГК-4 составляет 37 миллиардов рублей, а допэмиссия была проведена лишь на 15,8 миллиарда рублей.
"Мы планируем в дальнейшем привлекать дополнительные средства, в том силе через кредиты и облигации. С учетом запуска долгосрочного рынка мощности проблем со строительством не возникнет. Нецелевого расходования денег у нас не было и не будет", - рассказал Абрамов.
Рынок мощности
На СШГЭС Владимир Путин порадовал владельцев генерации новостью о том, что подписал 24 февраля постановление, определяющее принципы работы долгосрочного рынка мощности электроэнергетики РФ.
По словам премьера, принципы работы долгосрочного рынка мощности гарантируют генерирующим компаниям условия для стабильной и прибыльной деятельности и для возврата вложенных инвестиций.
Глава правительства подчеркнул, что в дальнейшем государство будет жестко увязывать вопрос выполнения инвестпрограмм с допуском к преимуществам долгосрочного рынка мощности и возможности продавать электроэнергию по свободным ценам.
"Кто отлынивает от ответственности, не хочет брать на себя обязательства - пожалуйста, к господину Новикову (руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков - ред.) на регулирование тарифов, жить по старым правилам", - сказал Путин
Как сообщил журналистам глава некоммерческого партнерства "Совет рынка" Дмитрий Пономарев, концепция рынка мощности предполагает проведение ежегодного конкурентного отбора электрической мощности на четырехлетний период. Мощности действующих атомных и гидростанций будут участвовать в рынке мощности на общих основаниях, но при этом в 2011-2012 годах будет производиться надбавка к цене мощности действующих АЭС и ГЭС в качестве инвестиционной составляющей. Надбавка будет устанавливаться федеральной службой по тарифам.
В 2013 году такая надбавка будет вводиться для атомных и гидростанций в случае недостатка средств, получаемых с оптового рынка электроэнергии, для обеспечения надежной и безопасной работы станций.
Пономарев сообщил, что новые атомные и гидростанции будут заключать договоры, аналогичные существующим, с тепловыми станциями на предоставление мощности на рынок. В договорах будет предусматриваться отсрочка ввода станции в действие в пределах одного года, цены на мощность будет устанавливать ФСТ с учетом инвестиционных средств, внесенных на строительство станции и выручки с рынка электроэнергии. Срок действия таких договоров составит 20 лет, при расчетном сроке окупаемости проектов 30 лет.
По словам главы "Совета рынка", договоры на предоставление мощности, закрепляющие обязательства инвесторов по строительству новых мощностей в утвержденной концепции долгосрочного рынка мощности, вынесены в отдельный документ. Эти договоры, по словам Пономарева, повышают уровень гарантий оплаты; мощность, построенная в рамках договоров, учитывается в приоритетном порядке на принципе конкурентного отбора. Оплата осуществляется в течение десяти лет по гарантированной цене, исходя из периода окупаемости в 15 лет.
По словам Пономарева, неподписание договора на предоставление мощности или просрочка его исполнения на срок более чем в один год приведет к ограничению цены электроэнергии, производимой генерирующей компанией по уровню тарифа. В случае неисполнения договора, энергокомпании могут быть оштрафованы на сумму в размере 25% от инвестиционной программы за каждый объект строительства или модернизации мощностей.
Минэнерго РФ рассчитывает запустить долгосрочный рынок мощности в российской электроэнергетике в 2011 году. Сейчас в России действует предварительная модель рынка мощности, краткосрочная. Принятие концепции долгосрочного рынка мощности (ДРМ), являющегося инструментом возврата инвестиций в строительство новых электромощностей, неоднократно откладывалось.
Рынок мощности является одним из ключевых инструментов обеспечения надежного функционирования единой энергосистемы РФ. С его помощью собственники объектов генерации и инвесторы могут получать с оптового рынка средства, необходимые для поддержания постоянной готовности электростанций, введенных в эксплуатацию, выработки электроэнергии и проведения ремонтов, а потребители - право требовать получения необходимого объема электроэнергии в любой момент времени.