«Никто не заставит нас замолчать!» «Если ты не храбр, тебе не быть свободным!». «Когда мы говорим о коррупции, мы говорим не столько о взятках, сколько о том, как правительство не дает стране развиваться, как впустую тратит миллиарды наших денег!»
Это не подпольный сбор крамольной оппозиции. Это грандиозная конференция республиканцев, проходившая в эти дни в Вашингтоне. Фактически ежегодный слет, где присутствует весь цвет американского консерватизма. Чем это может быть интересно российским гражданам? Двумя моментами.
Первый - как выглядят подобные «партийные сборы». И второй - как, собственно, ведет себя партия, когда она находится в оппозиции действующей власти.
Итак, организация. Американцы исторически любят большие общественные мероприятия, веселые и художественно оформленные. При этом относятся они к ним не как пафосному собранию вождей, для массовости разбавленному «рабочим и колхозницей», а как к красочному хэппенингу, в котором всем найдется место и толика веселья.
…Под бодрую, разудалую музыку к трибуне движется кто-нибудь из великих. Пожимает протянутые руки, великодушно принимает бурные аплодисменты зала, позирует перед фотографами - все это известно, поскольку хорошо показано в американских фильмах. Так же происходит и в жизни - дань уважения, но без коленопреклонения. Отдают должное достижениям человека, а не его должности (он вообще может быть уже «бывшим»). Тут же в зале рядом с участником или гостем конференции стоит… коляска. Активист пришел на конференцию с грудным ребенком, и никто не смотрит на него как на полоумного. Рядом девочка лет трех настойчиво сползает по ступенькам в «партер», и организаторы лишь иногда бросают на нее взгляд, чтобы она не скатилась кубарем. Вот было бы зрелище, если бы в «Гостином дворе» на конференции ведущей российской партии с трибун скатывались дети…
Тут же кто-то тащит бутерброды, чтобы съесть их прямо на месте, поскольку не хочет уходить с конференции (а конференция, надо сказать, идет три дня почти нон-стоп). Сквозь уверенных в себе людей в костюмах, окруженных помощниками и советниками, протискиваются студенты в джинсах и «Уггсах». Молодежь - очень важный элемент для любой партии, потому в партийной конференции приглашают участвовать огромное количество низовых молодежных организаций, формальных и неформальных.
Что значит для американцев «неформальный»? У них исторически - большие недоработки по линии партийной дисциплины. Например, нет партбилетов и четкого партийного членства. Председателя партии и вовсе никто не знает, кроме разве что завсегдатаев политической кухни. К той или иной партии американцы примыкают по принципу взглядов и привлекательности идей, а не через заполнение анкеты на вступление в ряды.
Из этого вытекает еще одна партийная особенность, а именно - важность низовой работы «сочувствующих». Именно они, а не верхушка, составляют базу партии, обеспечивают ей миллионы волонтеров в избирательные кампании и, в общем, гарантируют жизнеспособность партии. Потому как если избиратель внизу не знает, с чем и кем он имеет дело, какую программу предлагает партия, что она обещает сделать с его налогами или медицинской страховкой, как же он будет голосовать? Да он никак за нее не будет голосовать, если ему не растолкуют во всех подробностях, что ему ждать по ипотечным и образовательным кредитам, страховке или налогам на его бизнес. Ни один американец, находясь в здравом уме и трезвой памяти, не проголосует за партию, которая говорит «Я выбираю будущее» или «Я голосую за стабильность». Он сочтет это неуместной шуткой и пойдет к другим, которые предметно и доступно расскажут, что намерены делать.
Потому низовые «активисты» столь важны, а следовательно, составляют увесистый слой гостей и выступающих. Не ткачихи, прибывшие по разнарядке и призывающие к чему-то возвышенному типа «ускоренного развития» и «поступательного движения вперед», а такие настоящие американские тетки, которые рассказывают, что они сделали за год в своем городке, как они организуют «чаепития» для соседей, потому что, говорят они, люди не пойдут на безликие мероприятия, но «они пойдут на чай к вам».
«Чаепития» - новая находка консерваторов, набравшая популярность в качестве ответа-протеста на экономические инициативы Барака Обамы. Поскольку один из постулатов республиканцев - никаких высоких налогов, как только в разгар кризиса они услышали от президента про возможные повышения, тут же начали проводить «чаепития». Намек понятен - именно с попытки английского правительства ввести новый чайный сбор, начались волнения в Массачусетсе, итогом которых стало появление нового государства - Соединенных Штатов Америки.
Так вот эти тетки бодро рассказывают с трибуны, как они привлекают новых консервативных сторонников, как напоминают американцам об их истинных ценностях - меньше государства, больше свободы и частной инициативы. Клянут на чем свет Обаму и его команду в выражениях, надо сказать, иногда близких к оскорбительным. И хоть бы кто испугался такого непочтения к действующей власти!
«Обама - президент одного срока!» - звучит с трибуны, и зал взрёвывает от восторга. Всуе все время поминаются имена главы президентской администрации, ближайшего помощника президента и спикера парламента. «Враги», «защитим», «не позволим» - воинствующая риторика, порой переходящая в дремучесть, царствует на мероприятии. Демократам, осуществившим, как уверены консерваторы, резкий левый крен, не позволят надругаться над исконными ценностями Америки, а потому - в 2012 году ждите бо-о-ольших перемен!..
Республиканцы воодушевлены своими последними достижениями. Год тому назад после оглушительной победы Барака Обамы и выборов в Конгресс они пригорюнились - противники-демократы доминировали явно и широко. В комментариях звучали констатации о печальном состоянии «большой старой партии», ее платформе и лидерах. Но последний квартал принес республиканцам три феерические победы: губернатора в Нью-Джерси, губернатора в Виргинии и сенатора от Массачусетса. Особо ценны они тем, что все штаты считались демократическими (даже Виргиния после последних выборов), а в победить сенатору-республиканцу в Массачусетсе - это и вовсе, ну как, скажем, Касьянову в Москве.
Кроме того, республиканцам сулят новые победы в ноябре, когда в стране пройдут промежуточные выборы в Сенат. «Мнения избирателей в отношении республиканской партии значительно улучшились, и впервые за годы рейтинги их одобрения почти равны рейтингам демократической партии», - зафиксировано в недавнем опросе общественного мнения.
Американцы избегают крайностей, и это весьма заметно в политическом процессе. Вся система выстроена так, чтобы ни одна из ветвей власти, ни одна партия и тем более ни один, пусть самый яркий и любимый политик не разросся, заполнив собой все политическое пространство.
В Америке никому не позволено доминировать. Победа демократов уравновешивается промежуточными победами республиканцев. Если правительство преуспело в экономической антикризисной программе, его тут же «прокатят» по экологии или медицинской реформе. Во всем должна быть мера. И в достижениях правительства тоже. Чтобы не случилось головокружения от успехов и не захотелось еще больше успехов, еще больше власти, чтобы достижениями гордилась вся страна в едином порыве.
Не выйдет. Взойдет на трибуну тетка из маленького городка и вслед за своим сенатором напомнит правительству о его месте. И так откорректирует эти грандиозные планы, что мало не покажется.
И кто бы ни был в 2012 году, активисты из стана оппозиции всегда будут бдительно присматривать за действующей властью и напоминать ей не только о том, что делать нужно. Но и о том, что ей сделать никогда не позволят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции