Международный Комитет защиты журналистов (КЗЖ), главный офис которого находится в Нью-Йорке, представил в штаб-квартире ООН новый ежегодный доклад "Нападения на прессу". Согласно данным доклада, Россия занимает пятую строчку в списке наиболее опасных для журналистов стран: в 2009 году в РФ погибли пять сотрудников СМИ, при этом три убийства совершены из-за выполнения журналистами своего долга; в отношении гибели еще двух журналистов собираются доказательства в пользу версии о профессиональных мотивах убийств. В интервью РИА Новости заместитель директора КЗЖ Роберт Махони рассказал о планах комитета посетить Россию и об оценках последних событий в отношениях между прессой и властью в России. Беседовал Дмитрий Горностаев.
- На прошлой неделе президент Чечени Рамзан Кадыров отозвал свои иски к "Новой газете" и к правозащитному центру "Мемориал", касавшиеся, в том числе, и дискуссии об убийстве сотрудницы "Мемориала" и журналистки "Новой газеты" Натальи Эстемировой, о которой вы пишете в докладе. Многие правозащитники заявляли, что эти иски производят устрашающий эффект на прессу и НПО. Как вы относитесь к такому шагу Кадырова?
- Все, что ликвидирует устрашающий эффект в отношении журналистов, безусловно, приветствуется. Но это маленький шаг вперед, это только первый шаг. Пока журналисты не почувствуют, что государственные институты должны защищать их при выполнении ими своей журналистской работы, - наша задача не будет выполнена. Пока не будет верховенства права, пока не будет работающей юридической системы, пока не будет нормально функционирующей системы правоохранительных органов - как может журналист выполнять свою работу, пытаясь установить и рассказать правду, если никто не будет его поддерживать?
- Вы считаете, что в России нет поддержки свободы прессы со стороны государства?
- В этом проблема в России - структурная нехватка государственных институтов и верховенства права, когда речь идет о журналистике. И мы будем добиваться того, чтобы это изменилось. Россия - это современная демократия, она входит в Совет Европы, она хочет, чтобы к ней серьезно относились на мировой арене. А все это требует существования важного условия - нормально функицонирующей прессы.
- Вы упомянули, что Комитет по защите журналистов планирует вновь посетить Москву. Когда состоится этот визит?
- Визит будет, я полагаю, в сентябре этого года.
- В прошлом году вы встречались в Москве с представителями Следственного комитета при Генпрокуратуре. А с кем вы хотите встретиться в этом году?
- Мы намерены встретиться со всеми правительственными чиновниками, с какими будет только возможно договориться о встрече. Мы уже в прошлом году, в сентябре, представили доклад "Анатомия безнаказанности" в Москве, передали его различным органам власти, которые могут иметь отношение к преследованию тех, кто подозревается в убийстве журналистов, и впоследствии - к возможному судебному разбирательству. Мы встретимся с теми же официальными лицами, с которыми уже встречались ранее.
- А с другими представителями российской власти вы собираетесь встречаться?
- Мы будем настаивать на встрече и с высокопоставленными представителями правительства, мы будем просить о встрече с президентом. Не знаю, получим ли мы возможность встретиться с ним или нет, но мы совершенно точно попытаемся привлечь внимание власти на самом высоком уровне к положению российской журналстики. Такова наша задача.
В прошлом году в Москве мы проводили пресс-конефренцию, мы привлекаем внимание к положению журналистов в России, проводя брифинги в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН, в Брюсселе. Это как раз подходящие места, чтобы поднимать такого рода проблемы.