МОСКВА, 20 фев - РИА Новости, Ольга Липич. "Всенощное бдение" Сергея Рахманинова вновь будет ежегодно исполняться в дни Великого поста в московском храме в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке, сообщил регент возрожденного на базе этого храма Синодального хора Алексей Пузаков в интервью РИА Новости.
Всенощное бдение - это богослужение, совершаемое в православных церквях вечером накануне воскресных дней и церковных праздников. И впервые спустя годы музыка Рахманинова прозвучит в Скорбященском храме во время службы субботним вечером 20 февраля - в канун первого воскресенья Великого поста, отмечаемого верующими как праздник Торжества православия.
"Идея "Всенощной" Рахманинова - это новое современное прочтение древних распевов (знаменного, греческого, киевского), бытовавших в Церкви до введения многоголосия в 17 веке. Рахманинов взял эти древние распевы и изложил их своим неподражаемым авторским музыкальным языком. Обретя новую форму, эта музыка сохранила глубину и подлинность исконной духовной музыки православия", - сказал Пузаков.
Он сообщил, что Рахманинов писал "Всенощное бдение" именно "как музыку богослужения, которая обращена, в первую очередь, к Творцу и призвана прославлять Бога, а не просто услаждать слух", и потому так важно, чтобы эта музыка звучала и в храме, а не только на концертах.
"Всенощное бдение" создано в разгар Первой мировой войны. По словам Пузакова, в то тяжелое время монументальная хоровая симфония Рахманинова стала для народа "очень важным соборным и близким ему по духу словом утешения и надежды через веру".
"И по сей день "Всенощная" Рахманинова признается непревзойденным венцом московской школы духовной музыки", - сказал собеседник агентства.
Впервые "Всенощное бдение" было исполнено 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне - Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Николая Данилина.
Несмотря на необыкновенный успех премьеры, дальнейшая судьба произведения сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и звучало в основном на концертах. Исключением стало ежегодное исполнение творения Рахманинова в храме "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке церковным хором под управлением известного регента Николая Матвеева.
"Творчество Матвеева (он возглавил хор храма в 1948 году) было основано на традициях и репертуаре дореволюционного Московского Синодального хора", - сообщил Пузаков.
Однако после кончины регента в начале 1990-х годов традиция ежегодного исполнения "Всенощного бдения" Рахманинова в храме на Большой Ордынке была прервана.
Теперь она возрождается Московским Синодальным хором, который был воссоздан в январе этого года. Назначенный его регентом Пузаков в 1980-х годах работал под началом Матвеева и управлял левым клиросом Скорбященского храма.
Процесс возрождения Синодального хора начался еще весной 2009 года, когда настоятелем Скорбященского храма стал митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), композитор и преемник патриарха Кирилла на посту главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
Сейчас хор насчитывает, как и во времена своего расцвета до революции, 80 человек.