Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Жаль, искренне жаль, что мы так сильно заняты паранормальными явлениями в поствыборной Украине (выборы, «отсрочка президента», иски в судах и т.д.), что пропускаем не менее занимательные и драматические события, которые разворачиваются в галльской политике. Обидно с чисто познавательной точки зрения. Потому что во Франции начинается уже второй этап экстраординарного противостояния. Для страны оно вполне может обернуться новым президентом в 2012-м году.
С одной стороны здесь - президент Франции Николя Саркози, протеже бывшего президента Жака Ширака, бывший министр внутренних дел и государственный министр, юрист, голлист и аристократ. С другой - Доминик де Вильпен, протеже Жака Ширака, бывший премьер, министр иностранных, внутренних дел, писатель, поэт, историк, философ, голлист и аристократ.).
Оба «товарища» по правящей партии «Союз за народное движение», которые начали тихо ненавидеть друг друга лет 15 назад, дошли сейчас до открытой войны (в том числе и в судах). И что-то в этой войне есть до странности знакомое. Как будто на Украине Виктор Саркози воюет против Юлии де Вильпен, а во Франции Николя Янукович против Доминика Тимошенко (не хотелось, конечно, никого обижать).
Самое поразительное в том, что де Вильпен – это чистый продукт усилий (одержимости) Николя Саркози. Почти в такой же мере, как Янукович – результат деятельности Тимошенко и Ющенко. Еще месяца два назад назвать серьезным кандидатом в президенты-2012 (следующие выборы) Вильпена могли только в шутку. Теперь у него такая популярность, словно его заново отчеканили на монетном дворе и пустили в обращение. По последнему опроса журнала Paris Match, 57% французов предпочитают де Вильпена Le Sarko, которого поддержали только 37% опрошенных. Благодарить за такой результат надо Саркози.
Дело, в двух словах, вот в чем.
Как только Саркози пришел к власти в мае 2007-го он тут же подал иск на бывшего премьера. «Дело де Вильпена», которое именуется вообще-то «делом Клирстрим», тянется еще с 2004-го года. «Клирстрим» - это люксембургский банковский центр, через который, как утверждалось, многие члены французского истеблишмента отмывали «откаты» за продажу Тайваню французских кораблей. Среди прочих в списках значился и Саркози. Как выяснилось позже, списки были подделаны. Де Вильпен (в то время он был министром внутренних дел) якобы знал об этом, но не пресек распространения фальшивок, а значит, косвенно потакал разрушению репутации Саркози. И делалось это, дабы блокировать его президентские устремления 2007 года.
Обвинение требовало посадить де Вильпена на полтора года и приговорить к штрафу в 45 тыс евро. Его оправдали 28 января. Но тут прокурор Парижа (никто и не сомневается, что по указанию Саркози) подал апелляцию. Во французской системе это равнозначно проведению совершенно нового полного повторного процесса. Он и состоится к концу этого года. А ведь советники предупреждали Саркози, что все это будет воспринято как «нездоровая одержимость», личная вендетта. Говорить такое человеку ростом меньше Наполеона, но с амбициями высотой с Эйфелеву башню, было очень опрометчиво. Суд будет.
«Акции» де Вильпена, как и ожидалось, это еще больше подняло. Он, как и следовало ожидать, превращает де Вильпена в мученика и героя, он теперь самый востребованный гость на радио и телеканалах, объект внимания печати. Из первого суда «в мир» он вышел с таким настроением и запалом, что по французским газетам уже во всю летают сравнения типа «Граф Монте-Кристо против…». Дюма-отец был бы доволен, что его роман так исторически современен и сегодня.
Де Вильпен создал свой «Клуб де Вильпена», который намерен преобразовать в собственную партию. Членство в клубе стоит примерно 10 евро для студентов и безработных и 300 евро для «желающих избавления от Сарко». У клуба (ему нет и месяца) уже 15 тыс членов. Платное членство де Вильпен намерен довести до 100 тыс.
Доминик так уверен в себе, что позволяет вещи «на грани». За них во времена французских королей потомственный аристократ в лучшем случае уже давно сидел бы в Бастилии, хотя, скорее всего, живым его туда бы не довезли. Пару дней назад, к примеру, он побывал на свиноферме в Бретани, взял в руки поросенка и весело спросил прямо в камеру: «Никого он вам не напоминает? Мне тоже…». Теперь многие телекомики Франции выступают с поросятами Nicolas, «маленькими, но очень шумными».
До этого Вильпен объявил, что он пришел, чтобы спасти Францию. Свою мессианскую задачу по избавлению от Сарко он как-то сравнил с делами французского сопротивления после нацистской оккупации Франции в 1940-м. В частном порядке Николя он называет не иначе как «карликом» (рост французского президента, как говорят, чуть больше 160 см).
Все это, конечно, очень некрасиво и неэтично. Но французам, которые явственно устали от «монархической республики Le Sarko, такого рода политические отклонения явно нравятся. Саркози, между прочим, в отношении де Вильпена тоже не стесняется и, если верить газетам, утверждает, что он – «врожденный псих и патологический шизофреник…, одна рука которого не ведает, что творит другая».
Можно позавидовать Франции, где с таким изяществом сдирают друг с друга политическую кожу, но не доводят дело до «физического контакта». У славян все обычно по-другому. Вполне возможно, что славянская неприязнь внедряется в сознание гораздо глубже, потому и очищение от нее у нас принимало порой формы гражданской войны или таких политических потрясений, от которых до сих пор не выздоровели ни сами жители, ни история, ни сопредельные государства.
Между прочим в том же самом суде, где де Вильпен так удачно избежал «гильотины» в январе прошлого года, была приговорена Мария Антуанетта. Ее конец был быстрым и легким. Чего Доминик отнюдь не обещает Николя Саркози. С самым живым интересом за всем этим наблюдают социалисты. Они уверены, что де Вильпен президентом не станет, но так замутит воду для правых, что Елисейский дворец сам упадет в руки Социалистической партии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции