МОСКВА, 18 фев - РИА Новости, Анна Граник. Мотивированное суждение в российской банковской практике может быть в первую очередь востребовано для оценки степени концентрации рисков, то есть определения конечного объекта вложений или степени связанности заемщиков, а также в целях идентификации реального характера сделки, если форма операции скрывает ее действительное содержание, сказал РИА Новости директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский.
"Например, формально банк предоставляет кредиты независимым компаниям на покупку ценных бумаг. Но заемщики де-факто связаны с банком - положим, у них и у банка общий владелец, но по документам владельцев много и все они разные. В результате, во-первых, на банке повышенная концентрация риска и, во-вторых, речь не только о кредитном, но и о рыночном риске, оценка которого более консервативна с точки зрения требований к капиталу. При этом с точки зрения формального подхода все вполне благополучно", - отметил Симановский.
В среду пресс-служба главы государства сообщила, что президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству к 1 июня 2010 года подготовить предложения, направленные на определение возможности применения мотивированных суждений при осуществлении пруденциального надзора.
Законное право
"Отличие нынешней ситуации от ситуации, когда институт мотивированного суждения предусмотрен законодательно, в том, что сейчас это суждение, как бы хорошо оно ни было обосновано, может использоваться, в основном, в "предположительном" и рекомендательном формате. Речь же идет о том, чтобы использовать его в качестве надзорной оценки", - сказал член совета директоров ЦБ.
"Прежде всего надо отметить, что мотивированное суждение (оно же профессиональное, разумное, экспертное, содержательное) является одной из основ риск-ориентированного надзора, дефицит которого явился, на мой взгляд, фактором мирового финансового кризиса (конечно, не единственным)", - добавил он.
Мотивированное суждение может использоваться и за пределами сферы рисков, например для оценки деловой репутации владельцев и топ-менеджеров банков, полагает Симановский. Оно уже и сейчас часто используется в рамках рассмотрения различных ситуаций, к примеру в связи с оценкой концентрации рисков.
"Что еще нужно помимо мотивированного суждения - это реальная, по закону, ответственность владельцев и руководства банков за содержательно достоверную информацию о деятельности, финансовом положении и об уровне рисков организации, которой они управляют", - отметил собеседник агентства.
В международной практике мотивированное суждение широко используется в целях определения реального уровня принятых банками рисков, главным образом в тех случаях, когда форма (операций, характера взаимоотношений лиц, участвующих в сделках, и т.п.) не соответствует содержанию, а также в целях оценки качества систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля.
Кто в ответе
Суждение, его обоснованность всегда обсуждаются - и в ходе рабочих контактов внутри надзорного органа, и в рабочих контактах с банком, и в рамках официальных процедур (совещания, заседания соответствующих органов, принимающих решения), заверил собеседник агентства. "Это в любом случае не мнение одного человека, а позиция органа, полномочного принимать соответствующие решения. Официально "высказываться" это суждение должно письменно, с соответствующими обоснованиями", - добавил он.
Правом выносить мотивированное суждение будет пользоваться не только Комитет банковского надзора (КБН), но и подразделения надзорного блока в центральном аппарате ЦБ, и территориальные управления. "Речь ведь идет не о судьбоносных решениях, а о повседневной надзорной работе. Вообще право на (мотивированное) суждение - это естественное право любого мыслящего субъекта. Другой вопрос, что не всякое суждение должно получать статус официальной позиции, а лишь то, которое прошло горнило обсуждений и выдержало все сомнения и контраргументы", - сказал член совета директоров ЦБ.
"Кроме того, я убежден, что институт мотивированного суждения - это не столько права и возможности, сколько обязанности и ответственность. Ведь формальная работа всегда проще и спокойней. Чего легче - поставил "крыжик" в клетке - и спи спокойно. А если речь идет о содержательном подходе, то крыжиком не отделаешься", - считает директор департамента ЦБ.