Актер Эммануил Виторган в четвертый раз отметил 70-летие в своем новом доме - "Культурном центре Эммануила Виторгана". Вообще–то, день рождения у Эммануила Гедеоновича 27 декабря, но друзей у актера столько, что пришлось объявить юбилейный месячник. В один присест все бы не поместились.
Культурный центр расположился в уютном особнячке в районе Остоженки. "Он вообще-то не мне принадлежит, а городу, нам дали в аренду на 20 лет", - улыбался юбиляр, принимая комплименты от друзей.
При входе на лестнице гостей встречает большой портрет смеющегося Виторгана и его супруги Ирины Млодик. Под портретом табличка: "Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера!" Проход на второй этаж сопровождался звуками оркестра "пожарников". В ожидании банкета гости расположились в небольшом уютном баре-фойе. На стенах - рисунки выдающегося режиссера Рустама Хамдамова с дарственными надписями чете Виторган. На столе -кипа правительственных телеграмм: от президента РФ Дмитрия Медведева, премьера Владимира Путина, председателя Совета Федерации Сергея Миронова и других официальных лиц.
Все внимание гостей было приковано к имениннику, пока в баре не появилась... шимпанзе в серебристом комбинезоне за ручку с дрессировщиком. Первым делом обезьяна схватила за ногу жену юбиляра.
- Это точно мужик! - постановил актер Всеволод Шкловский и был явно прав. Шимпанзе гордо проследовал к дивану, где сосредоточился цвет российского кинематографа и телевидения: актриса Лидия Федосеева-Шукшина, легендарный диктор Анна Шатилова и актриса Римма Маркова. Ничуть не смущаясь, под общий смех, шимпанзе взгромоздился на шею к Римме Марковой, вытеснил ее из кресла, прихватив попутно бокал нижней конечностью. Гости столпились вокруг обезьяны.
- Так, я не понял, у кого тут день рождения?! - в шутку возмутился Эммануил Гедеонович. – Все проходим за столы!
Столы располагались в уютном зале с небольшой сценой. Вечер открыл сам именинник. Из-под белого рояля он извлек огромный бокал с вином - литра на три и поднял первый тост за своих родителей. На экране замелькали семейные фото.
- Это моя первая жена Тамара, прекрасная женщина. Она родила мне дочку Ксюшу, - комментировал Виторган. - Это вторая жена Аллочка Балтер, с которой мы счастливо прожили 30 лет, с сыном Максимом. А это - внучка Сашенька. Только что она сделал меня прадедом. Не думал, что доживу... Это тоже мои внуки, дети Максима . А это я с Иришкой-моей третьей женой...
Ирина в честь мужа со сцены исполнила песню "Давай поговорим". Ирина так волновалась, что микрофон ходил ходуном у нее в руках. Это не укрылось от внимания супруга, сидящего на сцене. Он встал рядом к микрофону, обнял жену, накрыв ее руки своими. Ирина тут же совладала с собой, но в зале многие дамы уже успели всплакнуть.
- Выпиваем и закусываем! - скомандовал Виторган.
- За Ирину! - подняли все бокалы.
Следующий тост имениник посвятил ушедшим друзьям-актерам: "Надо не вспоминать, а помнить!"
"Захотелось мне коллег ушедших помянуть..., - запел Виторган. - Нет уже Ромашина, Фатюшина, Болтнева Андрюши тоже нет (на экране замелькали фотографии). Время бесконечной нитью тянется, многих знал и слышал я творцов, только не стареет, не туманится в памяти Абдулова лицо... До сих пор ищу я за кулисами Аллочки улыбающийся взгляд... С Гундаревой больше мне не встретиться и Янковского Олега не обнять, пусто без Андрея нам Миронова, смерть оборвала его полет. На театре племя незнакомое песни незнакомые поет.
Кстати о памяти. На стене в зале, помимо фотографий Виторгана и Балтер в сценических образах, висели портреты столпов русского театра – режиссеров Алексея Дикого, Николая Охлопкова, Андрея Горчарова... Я помню эти портреты с детства, они висели в фойе театра им. Маяковского.
Новый режиссер театра Сергей Арцибашев первым делом выкинул портрет предшественника Гончарова, а заодно и других великих артистов 20-го века. Виторган портреты "подобрал", и теперь они заняли достойное место в его культурном центре.
- Наливаем и закусываем! - снова провозгласил юбиляр. Его потеснил актер Александр Пашутин с тостом.
- Эмма, сейчас идет Олимпиада, впереди на лыжной гонке бежит лидер, за ним тянутся все остальные. У нас тоже такой лидер есть – Владимир Зельдин, который на днях отметил 95-летие. Нам есть к чему стремиться. Я тебя на три года младше, но 92 года тоже ничего. Так вот, чтобы мы перли с тобой за этим лидером, а дальше все зависит от Бога и от Иры!
Тему про Олимпиаду подхватил великий хоккеист Александр Якушев – неотразимый "Як-15", как называли его во всем мире из-за номера, под которым он 18 лет играл за московский "Спартак".
- Все уехали на Олимпиаду. Все, да не совсем, - начал издалека Якушев. – Тут один товарищ очень собирался, мы ему форму заказали, а он не смог, у него - юбилейные "елки". Якушев извлек из пакета хоккейную майку с надписью "Виторган" под номером «70».
- Надевай! - крикнула с места Лариса Долина, но Виторган остался в торжественном белом пиджаке.
Певица Тамара Гвердцители подхватила эстафету поздравлений, исполнив под рояль романс на стихи Марины Цветаевой.
- Мы тут Новый год отмечали, Тамара вот так же пела, окно было открыто, - вспомнила Ирина Млодик. – Меня попросили окно закрыть, а я подумала: Вот сейчас, случайные прохожие слышут этот божественный голос, как же я его закрою?
- Как ты Тамару будешь изображать, а? - поймала за руку пародиста Александра Пескова актриса Римма Маркова. - Хотя ты пародируешь только тех, кто поет аппендицитом. Шутку про аппедицит Песков оценил, в остроумии Марковой не откажешь.
- Кто спер мою зажигалку? Дайте прикурить! - призвал со сцены Виторган.
- Лови! - пульнула в него зажигалкой жизнеутверждающая Маркова.
Песков вышел к микрофону, но никого пародировать не стал. "Я не знаю, кстати ли это, но я внук Героя Советского Союза и этим горжусь," - сказал Песков и прочитал пронзительный военный стих Семена Гудзенко: "Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого не жалели. Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом чисты". А потом душераздирающе исполнил песню-молитву "Дай, Боже!": "Не дай мне стать жестоким и циничным, не дай утробе разум победить. Не заставляй ни лгать, ни быть двуличным, ни предавать, ни ползать, чтобы жить". Блестящий пиджак с бронзовым отливом, надетый на голое тело, не очень подходил к такому репертуару, но, тем не менее, Песков удивил.
Обстановку разрядил писатель Аркадий Инин: "Художник Борис Ефимов пригласил Аркадия Арканова на свое 105-летие: "Аркан, приходи ко мне на день рождения!" - "Конечно приду!" - обадовался Арканов. "Если доживешь..." - добавил Ефимов. Так вот если мы доживем..., - слова утонули в хохоте гостей. - Я тоже хочу вспомнить недавний юбилей Зельдина, где мы с Эммой были. После 2-х часового спектакля 95-летний Зельдин еще два часа стоя принимал поздравления, а ты, Эмма, сидишь!"
В подарок Инин приготовил очень смешной, местами малоцензурный кризисный капустник "Дома кино" с "Анной Шатиловой в главной роли". "Она меня сейчас убьет," - добавил Инин.
Певица Лариса Долина на сцену подниматься не стала, петь тоже. Только "Happy birthday to you" и все. "С Эммой мы вместе ездили с программой "Товарищ кино". На гастролях выяснили, что мы оба родились в Баку, а родители у нас - одесситы, так что мы практически родственники!" - поведала певица.
В разгар чествований в зале появились актриса Евгения Крюкова с дочерью и певица Надежда Бабкина.
- Бабкина, какая ты красивая, - приветствовал певицу Александр Панкратов-Черный.
- Это я с мороза! - засмеялась Бабкина и подсела к Федосевой-Шукшиной, хранившей весь вечер молчание.
- Выпиваем и закусываем, - неусыпно бдил юбиляр.
Актриса Людмила Хитяева вышла поздравлять именинника вместе с неизвестным импозантным господином восточной наружности. Господин преподнес Виторгану золотой рыцарский крест с четырьмя бриллиантами, который дарили только королям. "А Ларису Долину я принимал в комсомол в 80-е, хотя она меня и не помнит,"- добавил он
- Этого не может быть, - зашумела Долина, - в 1983 году я уже дочь родила. Господин настаивал на своем. Видимо, просто оговорился или изящно зашифровал возраст певицы. Неизвестным дарителем оказался директор Прошянского коньячного завода Ашот Бадалян.
Актер Владимир Качан повеселил всех рассказом о том, как именинник "колол" его на спектакле "Чей-то ты во фраке?", где он вместе играли. ""Ты -интриган!" - говорю я Виторгану по роли, - смеялся Качан - "Я не интриган, а Виторган!", - серьезно отвечает мне Эмма. И тут я не выдержал..."
Гвоздем вечера стал пламенный монолог Риммы Марковой, поведавшей о своей тоске в лучших традициях Фаины Раневской.
"Уважаемые леди и гамильтоны! Я вам хочу рассказать о своей тоске. Все свою жизнь я любила высоких мужиков, но мне не везло с самого детства. В третьем классе я влюбилась. Я была рыжая, конопатая, вместо глаз две пулеметные точки, рассчитывать на взаимную любовь я не могла. Я стояла на физкультуре первая, все меня обижали и даже били. И однажды, не выдержав этого, я ударила обидчика по голове баулом. И дальше я взяла на себя миссию защищать всех слабых. По имени меня не называли и по фамилии тоже. Мне присвоили высокое воинское звание "майор". Обиженные подходили ко мне, я брала баул и шла разбираться с обидчиками. Мне некогда было, так что я била всех подряд. Папа драл меня за это, как сидорову козу. Именно тогда я и поставила себе голос, когда орала "А-а-а!" Детство было напряженным, юность тоже. В институте на вечере смотрю на высокого красавца, а ко мне подходит парниша ростом с сидящую собаку и еще толстенький. Если где-то был маленький мужик, да еще лысый, да еще еврей - это мой. Я была просто в отчаянии, досидела до зрелого возраста, а потом поняла, что ничего не выйдет и решила выйти замуж. Все трое моих мужей были мне по ухо. Первый муж - грек, второй - татарин, третий - испанец, евреев не было!"
Грандиозная актриса закончила свою речь стихами любимого Губермана и пожеланием "Счастья вам, самая красивая пара в Москве и Московской области! Эмма тебе всех благ и Ирочке!"
- Римма, а что ты там сказала про всех баб? - "не расслышал" Панкратов-Черный.
- Молчать! - гаркнула Маркова поставленным голосом под всеобщий хохот, переходящий в стон.
- Выпиваем и закусываем! - резюмировал юбиляр. На радостях под песню Ксении Георгиади, Виторган исполнил греческий танец, явно посвященный первому мужу Риммы Марковой.
Анна Горбашова, обозреватель
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции