Споры вокруг единого госэкзамена (ЕГЭ) продолжаются. Специалисты, родители и школьники дискутируют о формате, а также обвиняют единый экзамен в провоцировании «натаскивания» и зубрежки. Каким образом можно подготовить школьников к ЕГЭ, в интервью РИА Новости говорит директор лицея № 10 города Перми Ирина Ивенских.
- Ирина Валентиновна, ваш лицей стабильно лидирует по результатам ЕГЭ в рамках края. Каковы секреты подготовки к экзамену?
- Лицей относится к тем образовательным учреждениям, у которых есть собственная позиция в отношении подготовки детей к такому сложному испытанию. Высокие результаты были достигнуты не в последнюю очередь благодаря тому, что лицей составляет единую образовательную среду с Пермским филиалом Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). Вся старшая школа находится под прямым патронажем кафедр университета, и заведующий кафедрой несет персональную ответственность за качество знаний выпускников. Подобного нет нигде в регионах. Все профильные предметы в лицее ведут преподаватели университета. И конечно, когда к ребятам приходят столь харизматичные и интересные люди, это тоже служит школьникам мотивационным фактором. Наши учителя выдерживают конкуренцию – они способны не только красиво учить, но и на такую вещь, как независимая экспертиза. Экспертиза осуществляется еженедельно, и педагоги готовы к тому, что их проверяют.
- Как проходят проверки?
- В конце недели заведующий кафедрой проводит тестирование знаний школьников за неделю посредством компьютерной обработки результатов. Далее он проводит с детьми коррекционную работу. Что-то было хорошо, и ребята должны это узнать, что-то не удалось, и он с этим работает – на контроле и учитель, и дети.
Через электронные журналы и дневники родители так же еженедельно получают информацию о результатах своих детей по всем предметам, в особенности профильным. Все 34 учебных недели «проходят контрольные точки». Благодаря такой работе нам удается избежать того, что часть материала остается детьми не усвоенной.
ЕГЭ рассчитан на проверку всех знаний, и для успешной его сдачи нужно, чтобы знания составляли единую систему, без провалов.
Пермский край уже десять лет включен в систему ЕГЭ, и могу сказать, что наша система подготовки себя оправдала.
- Как вам кажется, можно ли применять подобную практику не в рамках одного лицея, а шире?
- Мы открыты для педагогического, родительского, любого другого сообщества, и не только в крае. У нас постоянно гости, в декабре были томская, крымская делегации. Мы говорили о том, как «выращивать» коллектив. Обычно все пытаются работать с детьми, с технологиями, с родителями, с министерством образования в своем крае, с департаментом образования в своем городе, но фокус – в учителях: надо, чтобы они хотели работать. Можно сделать ремонт в школе, можно вдохновить родителей на то, чтобы они контролировали детей. Вдохновить же учителей на совершенствование самих себя очень трудно, ведь каждый из них считает себя состоявшимся профессионалом, и побудить его к развитию, чтобы это его не обидело, трудно.
- Какие изменения, может быть, стоит внести в задания ЕГЭ?
- В каждом предмете свои нюансы. В гуманитарном блоке, мне кажется, встречаются побочные, совсем не главные моменты содержания курса. Например, вопрос, какая картина висела в одном помещении, когда там проходило собрание. Приятно, что ученики это знают, но, наверное, были бы важнее вопросы о том, какова была цель собрания, что оно решило и какую роль сыграло в истории государства. Мне бы хотелось, чтобы в гуманитарном блоке ЕГЭ были обозначены главные события в развитии того или иного этапа отечественной истории.
В заданиях по точным наукам недостаток я вижу в том, что тесты из года в год не похожи один на другой. Преподавателям сложно ориентироваться, они теряются в том, какие следует делать акценты в преподавании. Я понимаю: содержание тестов необходимо менять, это правильно с точки зрения независимости процедуры проверки знаний. Но вопрос касается и того, что в образовании существует стандарт и следует ему соответствовать.
Сам факт ЕГЭ – это шанс для многих ребят, особенно сельских. И независимый показатель работы школы.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости