Рейтинг@Mail.ru
Оборотни в салонах - РИА Новости, 16.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оборотни в салонах

Тысячи россиян пострадали от новой аферы с мобильными контрактами

Читать ria.ru в
Дзен
Абоненты, получившие от сотовых операторов письма о задолженностях по счетам, которые никогда не оформляли, могут не беспокоиться о долгах: только подписанный лично абонентом договор имеет силу. Проблемы могут быть у дилеров, заключающих контракты с физическими лицами без предъявления паспорта - от оплаты всей задолженности по счету до расторжения договора с ними.

МОСКВА, 16 фев - РИА Новости. Абоненты, получившие от сотовых операторов письма о задолженностях по счетам, которые никогда не оформляли, могут не беспокоиться о долгах: только подписанный лично абонентом договор имеет силу. Проблемы могут быть у дилеров, заключающих контракты с физическими лицами без предъявления паспорта - от оплаты всей задолженности по счету до расторжения договора с ними.

Эксперты советуют не оплачивать "чужие" телефонные счета, договор на использование которых не подписывался, и как можно скорее обратиться к сотовому оператору или дождаться судебной повестки. При этом договор на услуги связи в Москве по-прежнему можно заключить, не имея при себе ни паспорта, ни любых других документов.

Вам письмо

В январе-феврале 2010 года в интернет-сообществе появились десятки сообщений о письмах абонентам сотовых операторов с предложением оплатить счет за услуги связи. Как пишут блогеры, сотовые операторы и нанятые ими коллекторские агентства направляют абонентам почтовые карточки с уведомлением о необходимости срочно погасить задолженность по договору, который получатель не заключал. Задолженность, указанная в этих "письмах счастья", как правило, составляет 100-200 рублей, но может доходить до 1,5 тысяч. Сотовые компании, от имени которых были направлены эти уведомления, грозили подать в суд на абонентов-должников, а также передать сведения о задолженностях в бюро кредитных историй.

В письме абоненту от одного из коллекторских агентств, имеющемся в распоряжении РИА Новости, говорится, что погашение долга в добровольном порядке "позволит сохранить положительную кредитную историю и избежать судебного разбирательства". Агентство также информирует "должника", что в случае непогашения задолженности добровольно или по решению суда пристав вправе наложить арест на имущество абонента, взыскать долг с его заработной платы, пенсии или стипендии, а также ограничить выезд за пределы РФ до погашения задолженности.

Чтобы заключить любой договор, необходимо физическое присутствие человека, а также документ, удостоверяющий его личность. Люди, получившие уведомление о задолженности, не заключали никаких договоров. Они не теряли и не передавали свой паспорт никому для оформления услуг мобильной связи. Один из пострадавших абонентов при дальнейших разбирательствах узнал, что на нем числится еще пять неизвестных номеров с долгами.

Двое знают, один - нет

Два оператора "большой тройки" подтверждают, что у абонентов их сетей имеются подобные проблемы. Компания МТС признала, что за прошедший год зафиксировала в России порядка 20 тысяч обращений по факту фиктивных договоров.

"Это 0,4% от числа новых абонентов в 2009 году - 4,7 миллиона", - сообщили в МТС, отметив, что компания не располагает статистикой подобных фактов мошенничества в целом.

"Мы сталкиваемся со случаями мошеннических действий при оформлении сотрудниками дилеров фиктивных договоров с незаконным использованием паспортных данных граждан, но они не носят массовый характер... Мы можем предположить, что чаще всего дилеры при заключении фиктивных договоров используют паспортные данные граждан, которые ранее воспользовались какими-либо услугами, для получения которых нужно было сообщить паспортные данные - оформляли покупки в кредит, покупали страховку, турпутевку", - сообщила РИА Новости пресс-секретарь компании МТС Ирина Осадчая.

По ее словам, в компании действует строгая политика по работе с дилерами, позволяющая отслеживать соблюдение всех процедур при оформлении абонентского контракта, независимо от канала продаж.

 

"К недобросовестным партнерам применяются жесткие штрафные санкции, вплоть до разрыва сотрудничества", - сказала собеседница агентства.

По договору МТС с дилером, коммерческий представитель обязуется за каждый случай нарушения уплатить штраф в размере 100% от ставки вознаграждения, причитающегося за заключение такого абонентского договора, или штраф в 6 тысяч рублей и возместить МТС убытки.

Как заявил РИА Новости начальник департамента продаж и обслуживания ОАО "Мегафон" Игорь Майстренко, мобильным операторам известны случаи, когда недобросовестные партнеры в погоне за планом продаж регистрируют несколько SIM-карт на один паспорт без ведома владельца документа.

"МегаФон внимательно отслеживает подобные факты и оперативно на них реагирует. При поступлении жалоб от абонентов мы всегда руководствуемся интересами потребителей и проводим соответствующие проверки. Если факты нарушений со стороны партнеров подтверждаются, к ним применяются соответствующие меры - вплоть до расторжения агентского договора", - сказал менеджер.

Начальник отдела по связям со СМИ "Мегафона" Татьяна Зверева сообщила РИА Новости, что компания проводит контрольные закупки, плановые проверки дилеров для выявления "некачественных" подключений, недостоверных или неполных данных абонентов, фактов дилерского мошенничества.

"Оператор обязательно проводит контрольные мероприятия. Также при обращении гражданина с письменным отказом от заключения договора, то есть, когда он письменно подтверждает свое неучастие в конкретных договорных соглашениях с компанией, мы можем собирать такую статистику и применять соответствующие санкции к дилерам", - сказала пресс-секретарь "Вымпелкома" Ксения Корнеева. О случаях продажи дилерами своих контрактов без паспорта в "Вымпелкоме" не упоминают.

"Паспорта не надо, все уже оформлено"

Несмотря на угрозу штрафных санкций и контрольные мероприятия, в столице практически на каждом углу можно купить SIM-карту без предъявления паспорта. Корреспондентам РИА Новости удалось приобрести несколько контрактов операторов "большой тройки", не имея при себе вообще никаких документов.

 

В одном из торговых центров Москвы менеджер салона сотовой связи предложил корреспонденту РИА Новости по памяти назвать свои паспортные данные и без проверки заключил договор на оказание услуг связи, ссылаясь на доверие клиенту.

Представитель одного из крупнейших сотовых операторов России записал лишь фамилию, имя и отчество покупателя.

На одном из московских вокзалов паспортных данных при покупке и вовсе не требовали. "Паспорта не надо... все уже оформлено", - сказал продавец.

Корреспондент РИА Новости также отправился со скрытой камерой в один из крупнейших торговых центров Москвы, торгующих электроникой. Там тоже не пришлось уговаривать продавцов продать SIM-карты без удостоверения личности - паспорт их вообще не интересовал. По словам торговцев, все комплекты заранее оформлены, а сотрудникам сотовых компаний, которые снабжают продавцов "симками", хорошо известна незаконная система "предварительного" оформления.

Таким образом продаются, как правило, контракты с предоплатой, по которым нельзя разговаривать в долг. То есть люди, на имена которых оформлены документы, могли бы никогда не узнать о существовании "двойников". Появление требований о погашении долгов объяснила сотрудница одного из операторов сотовой связи. По ее словам, получить отрицательный баланс в 1,5 тысячи рублей даже при авансовой системе расчетов не так сложно.

К долгу такого размера могут привести международные переговоры, покупка контента или услуг через так называемые короткие номера. В ряде случаев биллинг оператора может не успевать отключать абонента при достижении нулевого баланса.

Также такое часто случается в международном роуминге. К тому же многие операторы предлагают тарифы, позволяющие уходить в небольшой минус, говорит собеседница агентства.

Паспортный лохотрон

Ни один эксперт не назвал способа защиты от подобного вида мошенничества. Любой человек, хотя бы раз "засветивший" свои паспортные данные, потенциально может пострадать. Проблема, скорее, в бесконтрольности продажи SIM-карт в дилерских салонах, полагают эксперты.

Мало того, доверчивые граждане охотно раздают свои личные данные, попадаясь на простейшие уловки мошенников. Например, в крупном торговом центре, как раз во время "контрольной закупки" РИА Новости, прогуливались молодые люди, предлагавшие посетителям принять участие в бесплатной лотерее. Для этого необходимо было всего лишь оставить свои паспортные данные. При этом продавцы ТЦ хорошо осведомлены, как распорядятся конфиденциальными данными их собиратели. "Победителей" лотереи, понятно, известят по почте.

Не хочу платить

Сотовые операторы предлагают абонентам, обнаружившим поддельные счета, подъехать в офис компании и написать "заявление о непричастности". Но далеко не все клиенты готовы жертвовать несколькими часами своего личного времени, не будучи виноватыми в возникновении долгов.

Тем абонентам, кто не желает тратить личное время на общение с сотовым оператором, адвокат московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Максим Столяров советует дождаться повестки в суд.

"Ему (абоненту) следует быть готовым к тому, что мифический долг оператор попробует взыскать в судебном порядке. Игнорировать судебные повестки в этом случае нецелесообразно.

В ходе разбирательства у мирового судьи "должник" имеет полное право заявить, что не вступал в договорные отношения с сотовым оператором и не пользовался услугами, за которые тот теперь выставил счет. Доказывать, в частности, что в договоре стоит собственноручная подпись "должника", согласно российскому законодательству придется кредитору", - сообщил РИА Новости Столяров.

Член правления Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий считает, что абоненту, который получил долговое письмо и прекрасно знает, что не оформлял такую SIM-карту, необходимо сразу заявлять в милицию.

"Можно попробовать привлечь к ответственности операторов сотовой связи, поскольку они заключали договоры с неизвестными лицами, у которых были на руках данные другого человека. Ведь если человек вообще не оформлял такую SIM-карту, то подобные действия считаются мошенничеством", - сказал собеседник агентства.

sim

В свою очередь, Столяров считает, что обращение по данному факту в милицию на практике вряд ли будет оправданно.

"Обвинить оператора, по большому счету, можно только в том, что вопреки требованиям правил оказания услуг подвижной связи при заключении договора сотрудники компании не проверили удостоверение личности (паспорт) гражданина. Но это - не преступление. А вот подделка договора - преступление. Однако кем именно оно было совершено, правоохранительные органы вряд ли установят", - считает адвокат.

Он добавил, что при наличии высочайшей конкуренции среди российских сотовых операторов судебные процессы, выявление и огласка многочисленных фактов подделки договоров сильно ударят по репутации кредитора.

"Проще говоря, нельзя исключать, что сотовый оператор в итоге сделает вид, что в рассматриваемой ситуации никаких долгов нет и никогда не было", - сказал Столяров.

Также не стоит принимать всерьез письма от коллекторских (долговых) агентств, советует адвокат.

"Российское законодательство сегодня никак не регулирует деятельность коллекторских агентств, которые специализируются на сборе долгов с физических и юридических лиц. При общении с должниками агентства часто используют приемы психологического давления. В первую очередь, это телефонные звонки с требованием в кратчайшие сроки погасить задолженность. Аналогичные приемы используются и в бумажной переписке с должником. К примеру, в своих письмах коллекторы любят пугать испорченной кредитной историей и судебными взысканиями", - сказал Столяров.

Наложить арест на денежные средства гражданина или на его имущество, временно запретить ему выезд за границу вправе только судебный пристав после вступления в законную силу решения суда по иску кредитора, отмечает адвокат. То есть, гражданин вправе вовсе не обращать внимания на письма и не отвечать на телефонные звонки коллекторов.

Главный судебный пристав Москвы Фердауис Юсупов сообщил РИА Новости, что вала производств по взысканию задолженностей по долгам мобильных операторов нет. "Его не было и нет", - сообщил он.

Доверяй, но проверяй

Адвокат Максим Столяров успокаивает "должников", что испорченная кредитная история, которой пугают долговые агентства, - всего лишь "распространенная страшилка".

"Не будем забывать, что единого банка кредитных историй в России по сей день нет. Я не думаю, что банки, клиенты которых регулярно добросовестно платят по кредитам и вдруг задолжали сотовому оператору 1500-2000 рублей, откажут таким лицам в следующем кредите. Не тот случай", - говорит он.

По словам Столярова, долг, не превышающий несколько тысяч рублей, вряд ли помешает гражданину покинуть страну. "Пристав вряд ли станет лишать гражданина права свободно выезжать за рубеж. На практике такая мера применяется в отношении тех, кто скрывает свои доходы, активно уклоняется от общения с приставами, не появляется по месту жительства", - сообщил эксперт.


Но не редки случаи, когда абоненты, получившие долговые письма, при дальнейших разбирательствах узнают, что за ними закреплены еще несколько номеров с долгами.

В таких случаях представитель МТС призывает клиентов обращаться в компанию для получения всей информации о номерах на его имя.

"Абонент может получить информацию о договорах, оформленных на него, обратившись в салон оператора, предъявив документ, удостоверяющий личность, либо нотариально заверенную доверенность для уполномоченного абонентом лица", - сообщила РИА Новости пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, добавив, что при необходимости информация может быть предоставлена по электронной почте и по телефону контактного центра.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала