Рынок требует грамотных специалистов, но выпускники математических классов школ нередко идут учиться в гуманитарные вузы, а затем трудоустраиваются не по специальности. Как должна проходить профориентация школьников РИА Новости рассказал директор физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Максим Пратусевич.
- Максим Яковлевич, ваша школа получила статус специализированной физико-математической еще в 1961 году. Традиционно ваши выпускники шли в инженерные вузы. Но сегодня эта специальность далеко не самая востребованная…
- Эта проблема не образовательная, а общественная. Ведь инженерная специальность у нас девальвирована (еще в советские годы появилось такое понятие – «нищий инженер»), что же теперь удивляться, почему предприимчивые и талантливые не идут в инженерные вузы.
- Почему, как вам кажется, они идут учиться на экономистов и юристов, хотя известно, что этих специалистов у нас избыток?
- Потому что осваивать гуманитарные предметы куда легче, чем «умирать» над физикой и геометрией, а у нас еще и перспективы трудоустройства для тех, кто выбрал эти науки, сомнительные. Человек должен понимать, где он будет работать и сколько получать денег. Только тогда можно спрашивать с учебных заведений, почему они не готовят тех, кто нужен на рынке труда.
- Вы ощущаете, как изменились интересы выпускников?
- Конечно. В основном раньше все ребята из выпуска в 200 человек шли по профилю школы. Среди выпускников нашей школы есть актеры и режиссеры, журналисты, историки, но таких единицы. И то, что сегодня уже не 10, а 40 выпускников идут не в технические вузы, лично меня беспокоит. Ежегодно мы выпускаем 150 отлично подготовленных детей. Даже «двоечники», с учетом среднего уровня по стране, хорошо подготовлены. И обидно, когда мы даем ребятам глубокие знания по физике, а они идут потом с ними на экономические факультеты.
- Как заинтересовать школьников, чтобы они выбирали профильные специальности?
- Работодатели должны быть активнее. Надо их «расшевеливать», чтобы они приходили в школы, рассказывали о себе, о том, что у нас есть атомная отрасль, отрасль защиты информации и прочие, что это интересно, почетно, денежно...
Кадры надо «вербовать» уже на школьной скамье. Умные работодатели сейчас понимают: сотрудничества с вузами недостаточно, и «спускаются» в школу.
У нашей школы есть совместный проект с компанией из информационной отрасли – она доплачивает школьным учителям информатики, чтобы те учили детей тому, что, возможно, понадобится лет через семь. Этот работодатель согласен «греть воздух»: платить деньги, чтобы сформировать нужную среду.
Еще один проект у нас был с «Водоканалом» Санкт-Петербурга. Семь лет мы готовили класс, выпускники которого потом шли учиться на кафедру водоснабжения и водоотведения, а затем – работать в «Водоканал». Это не была крепостная зависимость или договор. Просто у детей на горизонте «маячил» работодатель, который обещал стабильную работу и стабильную зарплату. Все ведь прекрасно понимают: кризис кризисом, а вода из крана всегда течет. И 20 человек из класса шли по профилю. Таким образом «Водоканал» подготовил себе 120-140 специалистов и закрыл свои кадровые потребности.
Но такая ситуация должна прослеживаться не в отдельных компаниях, а везде. Нужно инициировать этот процесс: отбирать будущие кадры в школе, а потом готовить их на базовых кафедрах вузов.
- Возможно, в информационной отрасли есть деньги, а в других – нет…
- В электроэнергетике нет денег? Дело в ответственности бизнеса. Он должен думать на десять лет вперед. Необходимо заранее просчитать, сколько необходимо людей с хорошим инженерным мышлением, и начинать готовить их уже в школе, вкладываясь в образование.
Качество образования зависит, в первую очередь, от общественного заказа, во вторую очередь – от учителя, и только в третью – от условий образования. Образование должно быть востребовано и уважаемо. После войны, в разруху, учились в невообразимых условиях, но результаты образования были хорошими. Потому что образование было почетно. Сегодня же причинно-следственные связи между образованием и позицией в обществе – не столько материальной, сколько общественно уважаемой – потеряны. Образование в общем-то и не нужно. Тех, кто действительно хочет учиться, кому требуется не «корочка» с записью об образовании, а само образование, мало. Это наглядно показала приемная кампания 2009 года, когда дети подавали документы в десятки вузов на совершенно разные специальности.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости