Утвержденная в конце января президентом РФ инициатива «Наша новая школа» особое внимание уделяет проблеме повышения квалификации учителей. О своем опыте повышения качества школьного преподавания за счет сотрудничества школ с вузом в интервью РИА Новости рассказывает директор Пермского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики (ПФ ГУ-ВШЭ) Галина Володина.
- Галина Емельяновна, что такое университетский округ ГУ-ВШЭ в Перми и каким целям он служит?
- Это ассоциация, объединяющая около двадцати школ вокруг пермского филиала ГУ-ВШЭ. Мы проводим повышение квалификации учителей, работу со школьниками по интересующим нас предметам: математике, обществознанию, английскому языку. Также проводим олимпиады для школьников, открытые уроки и мастер-классы для учителей, спортивные и культурные мероприятия.
Создание университетского округа служит идее, в соответствии с которой мы готовим себе качественных абитуриентов, а для этого мы должны научить учителя. Однако эффект работы распространяется за пределы этой прагматической задачи. Мы достигаем того, что во всем Пермском крае развивается среднее образование. В каком из этих двух направлений мы на самом деле работаем в большей степени, сказать трудно, одно определяет другое и так или иначе отражается на другом. Так что целей у нас две, и они взаимозависимы.
- Как сказывается сотрудничество с университетом на работе школ? Например, на результатах ЕГЭ?
- Наши школьники в целом показывают более высокие результаты ЕГЭ, чем средние по краю, но в округе, безусловно, есть разные школы: и более сильные, и более слабые. Из нынешних студентов ПФ ГУ-ВШЭ 60% - выпускники школ университетского округа. Есть школы, которые сотрудничают с нами достаточно тесно и показывают хорошие результаты ЕГЭ, однако их выпускники предпочитают ехать в Москву, и не столько даже в московскую «Вышку», сколько в другие вузы. И я считаю это тоже положительным результатом, оказывающим влияние на образование в целом.
- Как организована работа с учителями, детьми? Какие мероприятия вы проводите?
- Регулярно, раз в четверть, мы проводим в школах срезы остаточных знаний по математике, обществознанию, английскому языку. По результатам выявленных пробелов ведется коррекционный семинар с учителями. Это делается по договоренности с каждой школой, для кого-то они регулярные, для кого-то по мере необходимости.
Раз в год для всех школ проводится декада университетского округа, где собирается до 900 человек. Это мастер-классы, открытые уроки, дискуссионные площадки.
Кроме того мы организуем ежегодные конференции – не только для округа, а для всей системы образования Пермского края. На конференции собирается до 1 тысячи человек и больше.
Есть еще ряд мероприятий, призванных сплотить, подружить детей и найти для них новые формы активности – ведь образование ребенка заключается не только в преподавании ему предметов, а еще и в создании культурной среды. Это фестиваль «Алиса», он проводится ежегодно, спортивные мероприятия – шахматы, шашки, прочее.
Есть и другие регулярные формы работы, например, третий год мы проводим олимпиады учителей. Я знаю, что в России таких олимпиад нигде более не проводится, а для учителей это очень полезно. Они пишут тест, напоминающий собой ЕГЭ, только чуть сложнее. Все результаты – анонимные. Мы сообщаем лишь имена нескольких лучших и никому не говорим результаты остальных. Потом с каждым учителем проводится индивидуальная работа, наши преподаватели помогают тем, кому это требуется, восполнить пробелы в знаниях. На мой взгляд, ни один другой вид проверки оценки компетентности учителя не демонстрирует ее так, как олимпиада.
- Как вы думаете, можно ли применить ваш опыт для других вузов и регионов?
- Безусловно. Сейчас в Перми созданы еще два университетских округа – при Пермском государственном педагогическом университете (ПГПУ) и при Пермском государственном университете (ПГУ). Педагогический университет очень активно работает, ищет людей, которые помогли бы им с инновационной педагогикой. Работа, подобная той, которую ведем мы, очень востребована. У нас сейчас есть проблема – мы-то работаем только с учителями, чьи предметы нам наиболее интересны. А к нам обращаются и другие учителя-предметники: преподающие физику, химию, биологию. Мы были бы рады помочь им, но у нас нет соответствующих специалистов.
Я считаю, что с учителем должен работать вузовский преподаватель. Такая система не является для России новой – она у нас существовала до 1917 года. Нужно просто, чтобы люди захотели этим заниматься: и пусть тогда профессора-физики работают с учителями физики, историки – с историками, как у нас экономисты работают с учителями обществознания. К сожалению, на мой взгляд, существующая сейчас обычная система повышения квалификации, представленная институтами повышения квалификации, не дает результатов, аналогичных нашим. Да и обходится наша работа дешевле.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости