МОСКВА, 12 фев - РИА Новости. Основные события уходящей недели разворачивались в российском автопроме, который все сильнее привлекает зарубежных инвесторов - было объявлено о создании альянса "Соллерса" и итальянского концерна Fiat, сопоставимого по масштабу с "АвтоВАЗом", а также об увеличении до 15% доли иностранных акционеров в КАМАЗе.
Интерес вызывал и энергетический сектор - Финляндия дала заключительное "добро" на строительство газопровода "Северный поток", который по плану должен заработать осенью 2011 года. А президент РФ Дмитрий Медведев обрушился с критикой на нарушения в нефтяной отрасли, пообещав разобраться с незаконными НПЗ.
Второй после "АвтоВАЗа"
В четверг состоялось подписание меморандума о создании совместного предприятия между "Соллерсом" и Fiat. Это СП обещает стать вторым по величине после "АвтоВАЗа" игроком на российском рынке пассажирских машин.
Масштаб нового предприятия поистине грандиозен для российского авторынка - общий объем инвестиций оценивается в 2,4 миллиарда евро. В финансировании поможет государство - в ходе визита в Набережные Челны, где расположена одна из производственных площадок "Соллерса", премьер-министр РФ Владимир Путин пообещал, что власти изучат возможность кредитной поддержки СП в размере 2,1 миллиарда евро, в частности, с участием госбанков.
Начать работу планируется через 2-2,5 года, а через шесть лет - наладить выпуск 500 тысяч пассажирских автомобилей в год. Линейка продукции СП будет включать девять новых моделей, в том числе внедорожников и кроссоверов.
Эксперты, опрошенные РИА Новости, согласны, что такие альянсы положительно отразятся на отечественном автопроме. Однако они расходятся во мнении относительно моделей, которые СП освоит в первую очередь: одни считают, что приоритет будет за коммерческими автомобилями, другие - что за бюджетными "легковушками".
При этом, по мнению аналитиков, новое предприятие не будет напрямую конкурировать с "АвтоВАЗом", чьим партнером является франко-японский альянс Renault-Nissan. Пересечения по моделям у них почти нет, да и места хватит всем, хотя в целом конкуренция на российском авторынке не исключается, резюмируют эксперты.
КАМАЗ для иностранцев
Интерес зарубежных инвесторов к этой отрасли, которая после кризиса может продемонстрировать значительный рост, подтвердил и партнер крупнейшего в РФ производителя грузовиков - КАМАЗа - немецкий концерн Daimler.
В четверг стало известно, что он находится в процессе увеличения своей доли в предприятии с прежних 10% до 11%. При этом у КАМАЗа появится и еще один зарубежный инвестор - ЕБРР, который купит 4%.
Эти 5% акций КАМАЗа продает его крупнейший акционер - инвесткомпания "Тройка Диалог" (44% акций). Переговоры еще не завершены, неизвестна и сумма сделки. Ранее глава другого акционера предприятия - госкорпорации "Ростехнологии" - Сергей Чемезов говорил, что Daimler планирует купить еще 5-6% акций КАМАЗа по стоимости, аналогичной покупке автоконцерном 10% акций предприятия в 2008 году. Тогда немцы заплатили 250 миллионов долларов.
"Ростехнологии", которым принадлежит почти 38% акций производителя грузовиков, также могут увеличить свою долю в концерне. Госкорпорация хотела бы приобрести еще 12%, но ее останавливает договоренность с Daimler, что ни один из них не должен иметь контрольного пакета.
Nord Stream: за работу!
Не менее значимое событие произошло и в энергетике - в пятницу стало известно, что Финляндия дала последнее, заключительное разрешение на строительство газопровода "Северный поток" (он же Nord Stream), призванного диверсифицировать поставки российских энергоносителей зарубежным потребителям.
В прошлом году "добро" на реализацию проекта дали другие страны, в чьих территориальных водах будет проходить трубопровод - Дания, Швеция, Германия и Россия. Финляндия тогда также разрешила строительство, но по законам страны понадобилось еще и согласие местных природоохранных властей, которое и было получено.
В начале недели Путин посетил Хельсинки, где принял участие в "Саммите действий по Балтийскому морю - 2010" и обсудил со своим финским коллегой Матти Ванханеном совместные энергопроекты. В частности, тогда было подтверждено, что Финляндия окончательно одобрит Nord Stream в ближайшие дни.
По словам Путина, строительные работы на проекте начнутся в апреле этого года, а в мае 2011 года строительство завершится. Летом планируется осуществить пробную закачку газа в систему, а в сентябре 2011 года "голубое топливо" уже пойдет к потребителям.
Против лишь страны Балтии, опасающиеся за сохранность экосистемы Балтийского моря. Впрочем, оператор проекта - Nord Stream AG - заверяет, что компания полностью привержена сохранению экосистемы Балтийского моря. Экологическую безопасность и надежность "Северного потока" гарантировал и Путин в ходе визита в Финляндию.
Глава российского правительства ищет подход и к неугомонным прибалтам - так, он предложил Литве "на хороших условиях" увеличить поставки газа. Литовский президент Даля Грибаускайте заявила, что ее страна очень заинтересована в сотрудничестве.
Атака на нефтяной криминал
В ходе состоявшегося в пятницу в Омске совещания по развитию энергетики президент РФ подтвердил, что развитие ТЭК остается для страны в числе приоритетов, несмотря на взятый курс на модернизацию. От стабильной работы этой отрасли по-прежнему зависит благополучие государства - она обеспечивает почти треть ВВП РФ и наполняет бюджет на 40%, отметил он.
Но несмотря на то, что нефтянка - "полусвященная корова, за счет которой мы в основном существуем", она не должна быть вне контроля, заявил Медведев. Ключевой темой совещания стала декриминализация нефтяного сектора.
Глава государства потребовал пресечь манипуляции и хищения при переработке нефти. Прежде всего, это касается незарегистрированных НПЗ - по словам участников совещания, нестыковки в законодательстве привели к тому, что из введенных в эксплуатацию за последние пять лет нефтеперерабатывающих заводов "нелегалов" порядка 60%. Производимая ими продукция - зачастую "полуфабрикат" без добавочной стоимости.
Медведев поручил выявить собственников нелегальных НПЗ и при необходимости "встряхнуть всю эту систему". Также он посетовал на отсутствие нормальной системы регулирования сектора и призвал создать единую систему учета и контроля за перемещением нефтепродуктов.
Необходим и единый перечень нефтепродуктов для таможенного оформления. Сейчас высококачественные нефтепродукты часто экспортируются под маркой сырьевых товаров - газойля, жидких видов топлива, мазута, что лишает бюджет дохода.
Инновации, к которым стремится власть, должны реализовываться не только в высоких технологиях, но и в сфере ТЭК, считает глава государства. Он высказался за разработку предложений по стимулированию инвестактивности энергокомпаний.