Рейтинг@Mail.ru
Собор святых Вселенских учителей и святителей. Справка - РИА Новости, 27.01.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Собор святых Вселенских учителей и святителей. Справка

© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкИкона "Святитель Иоанн Златоуст, со сценами Рождества и Перенесения мощей" (начало XVII в.)
Икона Святитель Иоанн Златоуст, со сценами Рождества и Перенесения мощей (начало XVII в.)
Читать ria.ru в
Дзен

12 февраля (30 января по старому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества – это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. В России в домовых храмах духовных школ и университетов в этот день по традиции совершается необычное богослужение – многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.

Три Святителя жили в IV–V веках, на перекрестке двух культур – античной и византийской, и стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества.

Последовательное издание ряда указов о веротерпимости, запрещении жертвоприношений, закрытии языческих храмов и запрете под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя.

Именно в такое непростое время пришлось Трем Святителям проповедовать религию самоотвержения и высокую нравственность, изъяснять учение о Святой Троице и толковать Священное Писания, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи.

Святитель Василий Великий родился около 330 года городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). В семье было десять детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых. Григорий Богослов, сподвижник Василия Великого, родился в 329 году в имении Арианз возле каппадокийского города Назианза. Иоанн Златоуст родился около 347 года в Антиохии, которая дала Церкви множество светил (например, здесь начал свои труды апостол Павел).

Все три святителя были блестяще образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа Тарсийского, и епископа Мелетия.

Василий, возвратившись в Кесарию, некоторое время преподавал риторику, но вскоре вступил на путь аскетической жизни. Он предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий собрал вокруг себя иноков в общежитие и своими письмами привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили в строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая Священное Писание по руководствам древнейших толкователей. Василий Великий по просьбе монахов составил в это время сборник поучений об иноческой жизни.

Иоанн Златоуст после Крещения предался аскезе - сначала дома, а потом в пустыне. После смерти матери он принял иночество, которое называл «истинной философией». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. За четыре года, проведенные в пустыне, он написал труды «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».

Все три святителя были поставлены сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами.

Василий Великий покинул пустыню в дни, когда распространилось лжеучение Ария, чтобы бороться с этой ересью.

Григорий Богослов был вызван из пустыни отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Григорий уклонялся от епископства, но через некоторое время по соглашению его отца и Василия Великого все же был рукоположен.

Иоанн Златоуст получил сан пресвитера в 386 году. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой при стечении народа проповедовал в храме. За редкий дар боговдохновенного слова он получил от паствы наименование Златоуст. В 397 году, после кончины архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был поставлен на Константинопольскую кафедру.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице Иоанна Златоуста нелицеприятного обличителя. Императрица Евдоксия затаила гнев на архипастыря. В первый раз собор иерархов, также справедливо обличавшихся Иоанном, низложил его и приговорил к казни, замененной на изгнание. Царица призвала его обратно, устрашенная землетрясением.

Ссылка не изменила святителя. Когда на ипподроме была воздвигнута серебряная статуя императрицы, Иоанн произнес знаменитую проповедь, начинавшуюся словами: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». В столице снова собрался собор, который обвинил Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения. Через два месяца, 10 июня 404 г., Иоанн отправился в ссылку. Иоанн был отправлен в Кукуз, в Малой Армении. Отсюда он вел обширную переписку с друзьями. Враги не забывали его и настояли на ссылке в глухой Пициус, на кавказском берегу Черного моря. Но Иоанн умер по дороге в Команах 14 сентября 407 года со словами на устах: «Слава Богу за все». Литературное наследство Златоуста почти полностью сохранилось; оно включает трактаты, письма и проповеди.

По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий Великий. Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном; для полного выяснения православного учения по этому вопросу он написал книгу о Святом Духе.

Василий Великий ежедневно служил, обходил церкви, следя за исполнением канонов, и особенно заботился, чтобы в клир вступали только достойные. Болезни, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Он умер в 379 году в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

Григорий Богослов, избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, прибыл туда, когда все храмы в столице были захвачены арианами. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но люди в огромном количестве стекались послушать его вдохновенные проповеди. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, – это завидная и опасная высота!» Последние годы своей жизни святитель провел в строгих аскетических подвигах. Григорий Богослов скончался в 389 году.

Хотя жили святители в IV столетии, их общий праздник стали отмечать гораздо позднее. Памяти каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в XI веке, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей. Одни ставили выше Василия Великого, другие – Григория Богослова, третьи – Иоанна Златоуста. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

В 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, выдающемуся песнописцу того времени, явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

После видения митрополит Иоанн составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий – 1 января, Григорий Богослов – 25 января, перенесения мощей Иоанна Златоуста – 27 января.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала