Дугжууба – это особый обряд очищения в канун Нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень серьезно относились к данному обряду.
Дугжууба проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. . В 2010 году этот день выпадает на 12 февраля.
В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году – самому главному празднику верующих.
В предпоследний день уходящего года в домах ведется уборка – не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи. Готовили подарки – чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник. В знак уважения также готовили хадаки – своеобразные прямоугольные платки из шелка, и специальные угощения, соответствующие празднику. Мужчины, выбирая лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.
Дугжууба – это также церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий.
Накануне праздника люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок), затем лепят из него фигурку человечка (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Если человек совершает это осознанно, с большой верой, то он освобождается от дурных мыслей, предрассудков, болезней и прочего негатива. Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер.
Ламы также готовятся к обряду Дугжууба. Собственно дугжууба представляет собой набор из четырех треугольных фигур из жира и муки (по-бурятски «балин»). В ходе ритуала балины оставляют в поле как подношение божествам.
Кроме этого, монахи готовят особый балин, называемый соор. Соор – это трехгранная пирамида из теста, полая внутри, по внешнему контуру которой вырезаны цветы, круги, языки пламени, а верхушка пирамиды увенчана изображением человеческого черепа.
Соор – это своего рода магическое оружие, которое во время службы силой произносимых ламами молитв становятся воплощением силы, способной обратить в прах все человеческие пороки.
После соответствующего молебна ламы освящают костер и зажигают его. Под ритуальные молитвы в соор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают его на костре.
Во время ритуала проводится церемония очищения и подавления злых сил с помощью огня. Верующие должны мысленно представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.
Разжигание костра – обязательный ритуал Дугжууба. По-другому он называется «Соор залаха» – в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы. Очень любят этот процесс маленькие дети.
Иногда в костер бросают монеты. Монеты кладут возле балина соор. Этот ритуал проводится с помощью защитника Дхармы (бурят. сахюусан) Чойжала (санскр. Калакупа), поэтому его изображение должно обязательно присутствовать во время ритуала Дугжууба. Чойжал подобен грозному охотнику с устрашающим оружием, от которого в страхе разбегаются все звери. Призывание Чойжала и его приход препятствует вторжению зла и защищают нас от его вредоносных действий.
Нельзя совершать обряд Дугжууба на придомовом участке или в лесу, разжигая костер самостоятельно.
В буддийской традиции, очень давно синтезированной с верованиями анималистического толка, категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню – тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы, находится только в монастырях и освящается ламами. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся – необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.
Ламы Буддийской традиционной Сангхи России в предпоследний день уходящего года зажигают около дацанов-монастырей большие костры "Соор". В их огонь миряне бросают комочки теста, которыми предварительно обтирают свое тело, или отрезки ткани.
В Улан-Удэ – столице Бурятии (центре российского буддизма) определено восемь мест для проведения ритуала, который подавляет злые силы, причиняющие несчастья. Церемонии Дугжууба, в которых участвуют многие тысячи мирян, стали символом возрождения буддизма в России.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников