С развитием новых технологий меняются и библиотеки, и роль библиотекарей. О проблемах подготовки работников библиотек в России в интервью РИА Новости рассказывает директор Библиотечного института Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) Александр Мазурицкий.
- Александр Михайлович, как меняются сейчас библиотеки и роль библиотекарей?
- Сейчас меняется не столько роль библиотекаря, сколько функциональные возможности библиотеки. Это происходит благодаря, в первую очередь, развитию информационных технологий. В частности, библиотеки Москвы становятся «интеллект-центрами» - не просто хранилищем книг, а единым информационным пространством, объединяющим электронные и бумажные носители информации. Естественно, что в связи с развитием новых технологий нужны специалисты с другим образованием. Тем не менее большинство работников библиотек – пенсионного возраста.
- Почему молодые люди не идут работать в библиотеки?
- Проблема только одна – финансовая. В МГУКИ существует организация производственной практики, когда студенты проходят практику в библиотеках. Никаких нареканий на характер работы нет, зато есть большие претензии к уровню зарплаты. Библиотечное образование дает хорошее знание информационных технологий, умение систематизировать информацию. Поэтому люди легко находят себе работу в других, более высоко оплачиваемых сферах. К примеру, у нас есть несколько квалификаций, таких, как технолог информационно-библиотечных систем, референт-аналитик. Это фактически специалисты по поиску и обработке информации, по информационным технологиям. Навыки, которые люди у нас получают, полезны и в издательской деятельности, и в сферах, связанных с книговедением, документоведением.
- А если библиотекарь хочет работать по специальности, легко ли ему найти работу?
- Вакансий в библиотеках очень много. Однако если библиотекари идут работать по специальности, то, как правило, в специфические отрасли. Большую часть выпускников, работающих по специальности, к примеру, в Москве забирает система ведомственных библиотек, а также крупнейшие федеральные библиотеки. Например, недавно к нам на ярмарку вакансий приезжали из библиотеки Федеральной службы безопасности. Естественно, что обычные библиотеки не могут обеспечить таких зарплат и социального пакета.
- Какова мотивация абитуриентов, выбирающих сейчас библиотечный вуз, если по специальности они работают редко?
- Люди, ориентированные на работу в библиотеках, составляют около трети абитуриентов, при том что конкурс у нас – два человека на место. У большинства из них кто-то из родственников также работает в библиотеке. Остальные – это случайные люди, подававшие документы сразу в несколько более престижных вузов, но не прошедших туда по конкурсу. В результате нам приходится заниматься профориентацией на первом-втором курсе. Замечу, что год от года уровень подготовки выпускников падает.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
- Я считаю, что необходимы целевая подготовка специалистов и хорошая система повышения квалификации. Что касается подготовки специалистов, то здесь я сторонник, во-первых, государственного распределения и, во-вторых, целевого заказа. Если государство затратило средства на обучение человека, то он должен это отработать.
Кроме того, библиотекарей нужно готовить под конкретные рабочие места, сделать образование специализированным. На Западе человек с библиотечным образованием имеет более узкую специализацию: например, специалист фонда хранения, специалист по системам каталогизации. Работа в школьных библиотеках тоже требует специальной подготовки. Существуют также специализированные библиотеки, требующие от работника знаний, к примеру, в области медицины или физики. Что касается системы повышения квалификации, то сейчас она нам очень нужна: в библиотеках работает много людей с непрофильным образованием.
- А кто сейчас идет работать в библиотеки без профильного образования?
- Это и преподаватели, не сумевшие адаптироваться к новым условиям, и специалисты, например, с инженерным образованием, работающие в специализированных библиотеках. МГУКИ организует для них различные курсы, в частности, курсы при Российской государственной библиотеке, у нас есть магистерская программа, ориентированная на таких людей, но этого недостаточно.
Нужна и система повышения квалификации школьных библиотекарей. Сейчас это в большинстве своем люди даже без высшего образования и к тому же пенсионного возраста. Раньше у МГУКИ были специальные курсы для московских школьных библиотекарей. Сейчас такой возможности нет из-за проблем с помещениями и арендной платы.
Еще скажу следующее: мы переходим на двухуровневую систему, но при этом работодатели не понимают, кто такой бакалавр, а кто - магистр. На мой взгляд, необходимо, чтобы система дипломов в образовании четко соотносилась с системой должностей и должностными обязанностями.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости