Взломы банковских электронных сетей, пропагандистские войны, экстремизм в Интернете, атаки на правительственные сайты – вот далеко не полный перечень того, чем порой оборачивается для государств и отдельных людей информационная эра. Комитет Совета Федерации по международным делам и Центр анализа террористических угроз провели в Москве конференцию «Международный терроризм в информационную эпоху. Реалии кибертерроризма и кибероружия. Терроризм и средства массовой информации». Собравшиеся на ней эксперты обсудили, как складывается ситуация с информационной безопасностью в России. В интервью РИА Новости заместитель председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев рассказал о том, чем оборачивается суровая реальность информационных войн.
- Еще каких-нибудь три-четыре года назад тема информационной безопасности не казалась столь актуальной. Что изменилось сейчас?
- В условиях глобализации возникло очень значимое направление нашей работы, которое можно было бы обозначить как «гуманитарная безопасность государства». Люди не хотят жить со смутными представлениями о положении в стране и за ее пределами. Им нужны, если так можно выразиться, «конкретные» представления обо всем. Поэтому возрастают требования информационного характера к власти и к властным структурам. Общество ставит задачу не только обеспечить нормальное существование, но и хочет знать, кто и как ее выполняет. Это первый момент.
Другим важным моментом является то, что на фоне глобализации усиливается давление сил международного терроризма на обстановку в мире. Причем это не надуманные опасности. Мы видим, что террористические структуры существуют, они заявляют о себе даже через Интернет и несут серьезную угрозу многим странам. Глобализация не препятствует этим явлениям, а наоборот, даже в какой-то мере способствует им. Терроризм приспосабливается к информационной глобализации, обретает новые методы воздействия. Эти факторы заставляют государство и экспертное сообщество вырабатывать соответствующие ответы на подобные вызовы. В том числе ставить вопросы информационной безопасности во главу угла. Поэтому и так широко обсуждаются сегодня проблемы, о которых раньше говорилось мало. Причем это не только слова, но и дела. Сейчас в России ведется конкретная практическая работа по достижению большей защищенности от информационных угроз, используя ресурсы законодательной и исполнительной власти.
- То есть, можно говорить о каких-то результативных мерах против современных информационных угроз?
- Приведу один конкретный пример. В мире насчитывается десятки определений терроризма, но не существует общепризнанной дефиниции этого явления. Право, получается, не знает, что такое терроризм, хотя его признаки очевидны. Государства в рамках ООН не могут найти приемлемое для всех понятие терроризма. По этой причине не получается выйти на выработку нормативно-правовой базы и успешно устранять информационные угрозы, о которых идет речь. Экспертное сообщество России работает над тем, чтобы вывести эту формулу. Как только мы получим ее, то будем через наши дипломатические каналы входить с новыми предложениями на международный уровень.
- Только ли террористы со своими сайтами, съемками терактов, экстремисткой литературой являются источниками информационных угроз для России?
- Есть определенные силы в отдельных государствах, они представлены политиками и экономическими кругами, в деятельности которых чувствуется русофобский подход. Это отдельные страны Прибалтики, Польша. Русофобство мы иной раз ощущаем и на площадке Европейского парламента, и в натовских структурах. От этих сил исходит безусловная опасность информационному пространству России. Это, действительно, серьезная международная проблема. Россия о ней знает, в России изучают этот феномен. Россия стремится к тому, чтобы свести угрозу к минимуму. Или мы будем жертвами информационных атак, о которых идет речь, или попытаемся что-то противопоставить с помощью законодательной работы.
- Кто, на ваш взгляд, стремится навязывать антироссийске настроения?
- Один из существенных источников - неоконсервативные силы в Конгрессе США, в политических кругах ряда других Западных стран. Они заинтересованы в государственном ослаблении России. В этой ситуации, кстати, нужно по достоинству оценить политику американского президента Барака Обамы в отношении России, его контакты с Владимиром Путиным, встречи с Дмитрием Медведевым. Нельзя сказать, чтобы к действиям лидера США не было вопросов, но его отличает критическая оценка в отношении наследия консервативной администрации Джорджа Буша и стремление учитывать в принятии решений интересы международного сообщества.