Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
То, что сначала считалось проблемой Греции, к середине февраля переросло в «Греческую трагедию» всего Евросоюза. Первому специальному саммиту ЕС 2010-го по экономике 11 февраля пришлось заниматься не планом развития на 10 лет вперед, а темой: «Как спасти Грецию». В отличие от настоящих греческих трагедий, где конец всегда мрачнее мрачного, из теперешней драмы Афины, вероятно, все же выкарабкаются. Сказать, что с потрепанной репутаций - значит не сказать ничего. А ЕС и Еврозоне придется укрепить финансовую дисциплину и контроль экономической статистики каждого из членов.
Хотя греки официально не обращались к ЕС с просьбой «дать им денег», к саммиту стало ясно, что безалаберные потомки Одиссея из кризиса сами не выберутся. И еще потянут за собой всю зону евро и всю Большую Европу.
Теперь на саммите, благодаря усилиям Франции и Германии, для греков слепили нечто похожее на спасательный круг в комплекте со смирительной рубахой. Брюссель (ЕС) гарантирует греческую платежеспособность, кредиты, государственные обязательства. Но взамен ЕС требует такой жесткой экономии госрасходов и сокращения бюджетных статей «по всему полю», что теперь трудно сказать, выдержит ли такой удар нынешнее социалистическое правительство Георгиоса Папандреу. От него требуется «всего лишь» уговорить Элладу, чтобы она постаралась спокойно лежать на операционном столе, пока идет нестерпимо болезненная открытая хирургия.
Самое большое опасение теперь именно в том, что у социалистов ничего не получится с драконовской экономией. Уж очень не нравится грекам, что им готовы помочь, прося за это «поголодать». Грецию и так уже охватила такая волна забастовок, которой Эллада давно не видела. Они идут сейчас и будут продолжены в марте. В Греции бастовали и бастуют все: работники аэропортов, промышленные рабочие, водители автобусов, государственные клерки, сборщики налогов, портовые рабочие и матросы. Греки мрачно шутят, что в последний раз так масштабно закрыть порты и прервать сообщение между островами удавалось только персам - более двух тысяч лет назад.
Греческий кризис подвиг ЕС и к размышлению о том, не создать ли внутри Евросоюза - из вкладов его членов - спецфонд стабилизации. Это, можно сказать, некий аналог МВФ - Европейский Валютный фонд. Детали еще должны проработать министры финансов Евросоюза, и они станут известны только на следующей неделе. Говорят, что греческий пример также подвиг «взрослых» ЕС - Францию и Германию - наложить негласный мораторий на принятие в Еврозону стран Балтии, Болгарии, Венгрии, Польши.
Краха всей Еврозоны по вине греков, конечно, не произошло бы. Но «греческий огонь» грозит подпалить ее репутацию, ослабить евро, удорожить кредиты и замедлить экономическое оздоровление во всем ЕС. Напомним, что в Еврозону входят 16 из 27 членов ЕС (кроме Дании, Британии, Швеции, Балтии и всех бывших соцстран Европы). Евро также официально в ходу в Ватикане, Монако, Андорре, Косово, Черногории. В общей сложности евро пользуются почти 350 млн человек. В Еврозоне производится две трети всего ВВП ЕС.
На трудное решение помочь Элладе вытолкнули Еврозону два ее кита - Франция и Германия. Саркози и Меркель это, конечно, не Зевс и Афина. Но оставить Грецию одну, не поддержать ее хотя бы политически, даже они не смогли. Это было бы примерно то же самое, как, скажем, позволить АВТОВАЗУ или Норильскому никелю обанкротиться. Только с Грецией это получится в масштабах целой страны, уже прочно встроенной в Еврозону. Тут пойдут даже не круги по воде, а взрывы.
Чтобы понять, как Греция дошла до того, где она оказалась сейчас, надо бы кое-что разъяснить. Греция - это уникальное во всех отношениях вкрапление в теле Еврозоны (вступила в 2001-м), где очень многое (включая, как выяснилось, подтасованную бюджетную и экономическую статистику), даже слишком многое, замешано на мифах и легендах. В Европе считают, что греки могут только торговать, но больше 30% всех занятых в Греции работают на государственных предприятиях, а масштабы бюрократии превосходят все европейские. Противники того, что происходит в стране, называют ее «последним оплотом коммунизма» в ЕС. Но борются с этим странным образом. По оценкам экспертов, более 30% ВВП страны «скрыто в тени». Большая часть греков декларирует только половину своих реальных доходов, чтобы уйти от налогов. Помощники нынешнего социалистического премьера Папандреу утверждают, что если «теневой ВВП» приплюсовать к открытому, то госбюджет немедленно раздуется до положительного сальдо.
Почему Греции так «много чести», хотя ее экономика (по объему ВВП) в десять раз меньше немецкой? Проблемы Греции - больше самой Греции. За ними скрывается самая большая беда всей зоны евро - невероятная разница в уровнях экономического развития членов. Грекам было бы немного легче, а мировым финансовым рынкам намного легче, если бы Эллада оставалась со своими драхмами и не приближалась к Еврозоне и близко. Валютные рынки могли бы спустить «пар», просто избавившись от национальной валюты страны с хромающей экономикой и правительством по уши в долгах. Но лавинный «сброс» евро вызовет кризис во всей Еврозоне. Потому-то «взрослые» ЕС - Германия и Франция, так напуганы и обеспокоены, что готовы «гарантировать» греческие долги (тут уже неважно в какой форме), даже несмотря на то, что дома это вовсе не вызовет поддержки избирателей: кому же нравится платить за соседей, да еще таких безалаберных, как греки.
Если бы не евро и если бы Греция была единственным «тяжелым случаем» в ЕС, Эллада, может, не так уж сильно трогала бы Брюссель. Она даже могла бы выйти из евро, и даже перейти на собственную валюту, девальвировать ее, расплатиться с долгами и снова воскреснуть. Но кроме нее в близко похожем состоянии (с огромными дефицитами и долгами) находятся еще Испания, Португалия и Ирландия. «Греческий огонь» сразу перекинется на них.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции