Рейтинг@Mail.ru
Атака против правил - РИА Новости, 09.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Атака против правил

© РИА НовостиРуководитель Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ по Москве Анатолий Багмет. Архив
Руководитель Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ по Москве Анатолий Багмет. Архив
Читать ria.ru в
На днях глава Следственного комитета СКП РФ по Москве Анатолий Багмет обвинил ряд столичных адвокатов в том, что те наживаются на бедах граждан, конфликтующих с законом. Адвокатские объединения России и Москвы на нападки отреагировали неохотно. Единое мнение представителей адвокатуры – должностные лица правоохранительных органов подобными заявлениями пытаются отвлечь внимание общественного мнения от собственных проблем.

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

На днях глава Следственного комитета СКП РФ по Москве Анатолий Багмет обвинил ряд столичных адвокатов в том, что те наживаются на бедах граждан, конфликтующих с законом. Адвокатские объединения России и Москвы на нападки отреагировали неохотно. Единое мнение представителей адвокатуры – должностные лица правоохранительных органов подобными заявлениями пытаются отвлечь внимание общественного мнения от собственных проблем.

Отношения между правоохранительными органами и частнопрактикующими адвокатами никогда нельзя было назвать безоблачными: любой следователь и "гражданский" юрист всегда по разные стороны баррикад. Нелюбовь настолько сильна, что порой она принимает осязаемые формы безо всякого повода. Так получилось и на этот раз.

Что сказал Багмет

5 февраля в интервью телеканалу "Россия-24" руководитель СКП по Москве довольно неожиданно раскритиковал некоторых столичных адвокатов. По его словам, в прошлом году следственные органы возбудили целый ряд уголовных дел в отношении недобросовестных адвокатов, которые наживались на гражданах, имевших неприятности с законом. Мол, такие адвокаты просто пытаются зарабатывать на людских бедах деньги. "Они вводят в заблуждение родственников обвиняемых, самих обвиняемых. Называют астрономические суммы денег за ту работу, которая вообще не стоит этого", - сказал Багмет. Самое страшное, на взгляд прокурорского работника, заключается в том, что под благовидным предлогом адвокаты берут деньги, чтобы отнести их "судьям, следователям и так далее". Проще говоря, мошенничают. Или дают взятки, если деньги все же до конечного адресата предполагается донести, а не просто положить в карман.

"Как правило, подобные слова звучат в тот момент, когда по конкретному делу у следствия начинаются трения с адвокатом. Такие заявления – довольно распространенный способ вывести неугодного защитника из процесса", - рассуждает вице-президент Гильдии российских адвокатов (ГРА) Василий Дикусар.

Что именно побудило главу столичного управления СКП посчитать доходы частнопрактикующих юристов с адвокатской лицензией на этот раз, осталось за кадром. В последнее время шумных конфликтов между следствием и защитой по конкретным делам зафиксировано не было. Не шумные случаются ежедневно и стали обыденностью. Тем более удивительны слова Анатолия Багмета. "В Следственном комитете в последнее время очень много времени уделяют защите собственных мундиров", - считает вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Геннадий Шаров. По его мнению, очередная публичная критика адвокатуры – не более чем попытка отвлечь внимание общественности от проблем в рядах правоохранительных органов.

Конфликт интересов

В России, по данным ФПА около 65 тысяч адвокатов. Только в столице согласно реестру Адвокатской палаты Москвы их более 8 тысяч.

Значительную часть адвокатского корпуса составляют выходцы из правоохранительных органов – бывшие дознаватели, следователи, прокуроры и судьи. "Множество ситуаций, когда у клиента вымогаются деньги якобы на взятку следователю или судье, связаны с так называемыми карманными адвокатами. Это бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые, придя в адвокатуру, обслуживают не граждан, а своих бывших коллег", - констатирует Василий Дикусар из ГРА. Он добавляет, что чаще всего обслуживание заключается в банальном посредничестве при передаче взяток. Высокие материи наподобие адвокатской этики или возможного конфликта интересов таких юристов, понятное дело, не интересуют.

Впрочем, и это давно не новость. В любой книге с названием наподобие "Как выбрать адвоката" детально рассказывается об адвокатах такой категории, и приводятся советы, как избежать контактов с ними.

Однако подложить соломку на все случаи жизни невозможно. Нередки ситуации, в которых гражданину защитник, по сути дела, навязывается. Чаще всего это происходит в тот момент, когда по ходатайству следователей и с одобрения прокурора суд отправляет подозреваемого в совершении преступления в СИЗО. Сам себя в таком случае даже состоятельный гражданин защитить порой не в силах: у него попросту нет времени на оценку ситуации. Поэтому такому подозреваемому поневоле приходится соглашаться на любые условия адвоката, к тому же фактически представляющего интересы следствия.

Как бороться с произволом в таких случаях (причем не только и не столько адвокатским), глава СКП по Москве почему-то не пояснил.

Чистка рядов

Назвать абсолютно всех представителей адвокатского корпуса невинными овечками, на которых безо всякого повода нападают следственные хищники, было бы несправедливо. Адвокатов привлекают к ответственности за уголовно наказуемые деяния достаточно регулярно. Наиболее распространенные составы "адвокатских" преступлений: дача или вымогательство взятки, а также мошенничество с использованием служебного положения.

Типичный пример: в начале этого года один из ставропольских адвокатов был приговорен судом к двухгодичному заключению в колонии общего режима и компенсации 500 тысяч рублей материального ущерба, причиненного клиенту. В ходе следствия выяснилось, что защитник летом 2008 года заключил устное соглашение с местным жителем, сын которого обвинялся в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Пожелав похитить деньги своего доверителя, адвокат применил довольно распространенный прием. Клиенту было сказано, что за взятку в 400 тысяч рублей эксперты подготовят ложное заключение о наличии у обвиняемого в момент совершения преступления состояния аффекта. Еще 100 тысяч рублей, по словам адвоката, якобы потребовал судья за назначение наказания, не связанного с реальным лишением свободы. Полученные 500 тысяч рублей защитник потратил на собственные нужды.

К слову, адвокатские образования довольно эффективно проводят чистки собственных рядов. "Ежегодно же по всей России к дисциплинарной ответственности адвокатскими палатами привлекается около 2 тысяч адвокатов, из которых порядка 500 человек лишаются адвокатского статуса", - говорит вице-президент ФПА Геннадий Шаров. То есть в последние годы специального статуса лишается в среднем один адвокат из каждой сотни.

Руководители адвокатских палат также обращают внимание на то, что сейчас в России для оказания юридической помощи вовсе не обязательно получать адвокатский статус. По закону одного лишь юридического образования вполне достаточно для представления интересов доверителя, скажем, по делам об административных правонарушениях. "Как только упоминают о неблаговидных поступках какого-то юриста, если он не носит погоны, значит, речь автоматически идет об адвокате. В то же время армия, оказывающая различную юридическую помощь, в несколько раз выше численности всех адвокатов в стране", - сетует Шаров.

Профилактические работы

Адвокатское сообщество, впрочем, знает не только как избавляться от "жучков", ищущих материальную выгоду от посредничества между следствием и гражданами, но и вполне способно на профилактическую работу. Геннадий Шаров из ФПА приводит в пример Самарскую область и Санкт-Петербург. Там местные адвокатские палаты практически изжили "карманных" адвокатов.

Сделано это было достаточно просто: любому адвокату под страхом лишения статуса было запрещено защищать клиентов по прямым приглашениям следственных и судебных органов. Бесплатную юридическую помощь, которая полагается любому подозреваемому или обвиняемому по закону, адвокаты осуществляют по графику адвокатских палат. Проще говоря, какой клиент попадется "дежурному" адвокату, сам юрист заблаговременно не знает.

Впрочем, даже если подобные методы будут распространены на все субъекты РФ, взаимоотношения правоохранительных органов и адвокатуры вряд ли сильно улучшатся. Извечные противники всегда будут ругать друг друга, и искать соринки в глазах оппонентов. Другое дело, что аргументы для очередных обвинений недовольным и критикам придется подбирать более тщательно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала