Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, возглавляющий по совместительству Высшей совет «Единой России», заявил сегодня, что ЕР поддерживает лидера «Справедливой России» Сергея Миронова на посту председателя Совета Федерации. Таким образом, наметившийся было конфликт между двумя партиями завершился мирно. Восторжествовала свобода мнений и плюрализм.
Неожиданная интрига в верхних эшелонах власти наметилась в прошлый понедельник 1 февраля. Сергей Миронов в интервью телеведущему Владимиру Познеру сообщил о некоторых стилистических разногласиях с социальными инициативами единороссов и их лидера. Вот дословная цитата:
«Когда, например, были выборы 2004 года, и когда Владимир Путин не был лидером «Единой России», я действительно говорил о том, что я поддерживаю Владимира Путина… Но мы категорически не согласны с бюджетом, который внес Владимир Путин, поэтому мы голосовали против. Мы не согласны с теми антикризисными мерами, которые предлагал Владимир Путин, и поэтому мы предложили свой антикризисный план. Поэтому говорить о том, что мы, и лично я, во всем поддерживаем Владимира Путина, это уже устаревшая информация. Между прочим, в немалой степени у нас возникают противоречия в связи с тем, что Владимир Путин возглавил оппозиционную для нас и неприемлемую по идеологии с каким-то сомнительным консерватизмом партию «Единая Россия».
До этого Миронов и его соратники по руководству СР много раз позволяли себе критику в адрес «Единой России» и регулярно голосовали против многих инициатив доминирующей партии в Госдуме. Но это не вызывало никакой реакции со стороны оппонентов. Однако на сей раз разразилась буря.
Видные единороссы принялись обвинять Миронова в «непорядочности», и угрожать изгнанием с поста спикера Совета Федерации. Во-первых, в самой верхней палате Федерального Собрания большинство мест занимают члены ЕР. А во-вторых, такое большинство имеется в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, от которого Миронов выдвигался в сенат. Но вскоре выяснилось, что отозвать Миронова снизу не позволяет закон, а снять его с поста председателя чрезвычайно трудно. И тогда единороссы перешли к нравоучительным речам и увещеваниям.
«Мне представляется, что для него было бы порядочным и правильным уйти в отставку с занимаемого им поста, поста, который предоставлен ему сегодня «Единой Россией» и никем больше», – сказал первый заместитель секретаря президиума генсовета ЕР Андрей Исаев. «Самое главное, что нужно понять в наших заявлениях - это не потеря кресла Сергея Миронова, а потеря совести. Тот поступок, который он совершил, мы считаем, просто неприемлем для политика», – добавил руководитель Центрального исполкома «Единой России» Андрей Воробьев.
Эти высказывания можно считать наиболее мягкими и взвешенными. Некоторые члены ЕР не стеснялись в выражениях, сравнивали Миронова с Иудой и даже с «крысой, бегущей с корабля». Последнее сравнение особенно удивительно, поскольку крысы, как известно, бегут с тонущего корабля, и что в данном случае имеется ввиду под «тонущим кораблем», решительно непонятно.
По-разному реагировали и некоторые депутаты Госдумы от «Справедливой России». Так, например, депутат Игорь Касьянов даже заявил о своем выходе из партии и фракции. Свое решение он объяснил таким образом: «На этой неделе в телеэфире Первого канала прозвучали высказывания руководителя «Справедливой России» Сергея Миронова с критикой в адрес Владимира Владимировича Путина. Мне, как солдату Путина, крайне больно слышать такие вещи. Но Миронов не выдержал серьезного испытания властью и призвал нас идти на обострение с «Единой Россией» для мифической собственной победы. Я официально обратился вместе с большим количеством моих единомышленников с призывом не допустить раскола и не поддерживать Миронова в его реваншистских целях».
Короче говоря, третье лицо в государстве – а именно таков статус главы Совета Федерации – подверглось сокрушительной критике, отдаленно напоминающей травлю. Впрочем, сам Миронов реагировал на все эти выпады совершенно спокойно. Он отвечал, что просто высказал позицию своей партии, которая естественным образом отличается от позиции той партии, лидером которой является Владимир Путин. Однако спикер СФ решительно отвергал возможность каких-либо «наказаний» за эти разногласия. И оказался прав.
В России никто не вводил единомыслия. Разные партии и фракции могут иметь разные позиции по законодательным вопросам. А активисты среднего звена ЕР просто не прочувствовали ситуации. Поступили по принципу «парламент – не место для дискуссий». Любопытно, что эту сакраментальную фразу приписывают Борису Грызлову, но именно Грызлов ее опроверг. Не словом, а делом. Когда сегодня подписал политическое соглашение со «Справедливой Россией», которое стало протоколом о намерениях создать коалицию двух партий для решения важнейших вопросов.
Что же касается тех стилистических разногласий, то Миронов все объяснил: «Право нашей партии занимать ту или иную позицию - даровано Конституцией». И попросил не вмешиваться в его отношения с лидером ЕР Владимиром Путиным, напомнив, что они «дружат уже пятнадцать лет», и «Путин, занимая пост председателя правительства, никогда не ставит партийные интересы выше интересов страны».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции