Рейтинг@Mail.ru
Судебная реформа: продолжение следует - РИА Новости, 05.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Судебная реформа: продолжение следует

© РИА Новости | Перейти в медиабанкДмитрий Медведев провел совещание по вопросам судебной реформы
Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам судебной реформы
Читать ria.ru в
Дзен
4 февраля в подмосковных Горках президент Дмитрий Медведев фактически объявил о старте следующего этапа судебной реформы. Опрошенные РАПСИ эксперты убеждены: главная задача властей – не только создавать качественное правосудие, но и повышать доверие общества к суду как таковому. Без этого улучшение инвестиционного климата в стране не произойдет.

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

4 февраля в подмосковных Горках президент Дмитрий Медведев фактически объявил о старте следующего этапа судебной реформы. Опрошенные РАПСИ эксперты убеждены: главная задача властей – не только создавать качественное правосудие, но и повышать доверие общества к суду как таковому. Без этого улучшение инвестиционного климата в стране не произойдет.

Формальным поводом напомнить о происходящей на наших глазах очередной реформе отечественного правосудия стало совещание у главы государства, посвященное мерам по улучшению инвестиционной привлекательности России. По данным властей, в минувшем году инвестиции в России сократились на 41%. При этом совершенно очевидно, что посткризисное оживление мировой экономики создает благоприятные условия для их роста. Правда, это простое правило в границах Российской Федерации пока не действует: одних мировых рыночных законов явно недостаточно.

Не давать поводов

Знаменательно, что слова о повышении привлекательности инвестиционного климата путем продолжения преобразования судебной системы глава государства произнес в тот же день, когда им был подписан законопроект о ратификации 14 Протокола к международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Этот документ более трех лет был камнем преткновения между Россией и остальными членами Совета Европы.

Вольно или невольно президент дал понять: ратификация 14-го Протокола и совершенствование отечественной судебной системы четко взаимосвязаны. C одной стороны, в результате реформы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) истцы-россияне (наши граждане наравне с подданными Турции, Польши и Украины подают больше всего жалоб в ЕСПЧ) смогут рассчитывать на уменьшение сроков рассмотрения их дел в Страсбурге.

С другой стороны, сам Дмитрий Медведев, по сути, сформулировал для отечественной судебной власти важную задачу: у граждан страны должно вскоре остаться как можно меньше поводов прибегать к услугам международных судов. Решать проблемы граждан, считает президент, надо непосредственно внутри страны. А без качественного правосудия это нереально.

Разрушить стереотипы

Подавляющее число представителей отечественного юридического сообщества утверждает, что по-прежнему важно повышать доверие общества и бизнеса к самим судам. "В начале 90-х годов прошлого века в российские суды очень многие не верили вообще, особенно если дело касалось споров бизнеса с государством, скажем, с налоговыми органами", - формулирует общее мнение управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев, - "однако в целом, если не брать отдельные случаи принятия предопределенных решений, сейчас арбитражные суды справляются с задачей защиты законных прав бизнеса и доверие к судам выросло, но не на 100%".

Если в лихие 90-е, значительная часть предпринимателей была убеждена, если истцом или ответчиком выступают власти в лице, к примеру, тех же налоговиков или таможни, следует ждать чуть ли не мести со стороны оппонентов. Или же политической ангажированности - со стороны суда. Такие опасения, хотя и в гораздо меньшей степени присутствуют и сегодня.

На самом деле порой кажется, что у страха глаза велики. Судебная практика говорит о том, что по тем же налоговым спорам с госструктурами порядка 75% дел в последние пять лет выигрывают вовсе не налоговые инспекции.

Выбить же почву у тех, кто рассуждает о повальной судебной коррупции при рассмотрении споров между коммерческими структурами, на взгляд ряда участников юридического рынка, можно достаточно легко. Надо развивать институт судебных заседателей, которыми могли стать юристы-профессионалы, работающие в бизнесе, преподающие в ВУЗах, знакомые как со сложившейся судебной практикой, так и с нюансами бизнес-процессов. "Участие в рассмотрении дела таких заседателей позволит качественно взглянуть на проблему, а также гарантирует защиту от коррупции", - констатирует адвокат Пепеляев.

При этом он подчеркивает: реализовать этот замысел на практике несложно. А повышенные в сравнении с нынешними размеры уплачиваемой сторонами пошлины, в случае участия судебных заседателей, не идут ни в какое сравнение с тем, каких средств может лишиться юридическое лицо при неправосудном (проще говоря - коррупционном) поведении суда.

Закончить начатое

Немалое число иностранных юристов, долгое время работающих в России, утверждает - для совершенствования правовой системы в последние годы уже сделано достаточно много. "Сейчас российское корпоративное право соответствует мировым стандартам. Недавние изменения в законодательство о банкротстве и поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ показывают, что власти понимают важность развития этой системы права", - считает управляющий партнер офисов юридической фирмы Baker & McKenzie в СНГ Кэрол Паттерсон.

Это же касается и непосредственно улучшения инвестиционного климата. Наглядный пример. Чуть более полугода назад российским властями был сделан важнейший шаг в сторону его улучшения: появился институт акционерных соглашений. В идеале при его помощи можно достаточно безболезненно урегулировать отношения акционеров (участников) компании как между собой, так и по отношению к акционерному обществу.

Как часто это бывает, хорошая инициатива теперь нуждается в серьезной доработке. Или, как минимум, переосмыслении. Дело в том, что в результате недавних изменений в российское процессуальное законодательство все корпоративные споры (а к ним относятся и все споры по вопросам, регулируемым акционерным соглашением) были переданы в исключительную компетенцию государственных судов. Фактическая загруженность судей превышает научно-обоснованную в 8-10 раз, поэтому у подавляющего большинства служителей Фемиды просто нет времени вникнуть в сложные вопросы взаимоотношений акционеров и нюансы экономических проектов. "В настоящее время нет ясности, возможно ли передать споры из акционерных соглашений на разрешение в третейский, а не в государственный суд по месту нахождения общества, чьи участники заключили акционерное соглашение", - резюмирует Кэрол Паттерсон.

Подобная неопределенность наглядно показывает инициаторам судебной реформы, каких именно шагов от них ждут практики.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала