Рейтинг@Mail.ru
Конец беспаспортных пятилеток - РИА Новости, 03.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конец беспаспортных пятилеток

Читать ria.ru в
Дзен

Февраль принес настоящий прорыв на паспортном фронте. С 1 марта в Москве будут оформляться биометрические паспорта для зарубежных поездок. Это паспорта нового поколения со сроком действия 10 лет. А министры иностранных дел России и Южной Осетии Сергей Лавров и Мурат Джиоев наконец сподобились подписать соглашение о безвизовом пересечении российско-югоосетинской границы. Неужели двадцатилетний период паспортных проблем наконец завершился?

Мало какой документ служил причиной стольких страстей и страданий, как российский паспорт для зарубежных поездок. Свое судьбоносное значение он приобрел приблизительно 20 лет назад, когда советских людей наконец стали отпускать за границу без получения так называемой внутренней визы – разрешения на выезд. С тех пор паспорт для зарубежных поездок стал важным, в прямом смысле слова вожделенным документом, и государство постаралось сделать все, чтобы граждане его по-настоящему ценили.

Для начала государство установило почему-то 5-летний срок годности для таких паспортов. Почему не 10, не 15, не 20? А чтобы ценили, любили, дрожали и пыль сдували. Потом в 1993 году государству вдруг разонравились выданные при СССР паспорта, и оно устроило всеобщий обмен этих документов на новые, сорвав миллиончик-другой отпусков и командировок. Потом свою лепту в усложнение жизни постсоветского человека внесли и гуманные страны Запада, установив правило, по которому визу можно получить только в том случае, если срок действия вашего паспорта истекает не раньше, чем через три месяца после того, как истекает срок вашей поездки. Как все это согласуется с правами человека и нормами межгосударственных отношений, западноевропейских и американских дипломатов не интересовало.

Сегодня государство старается повысить собственно  финансовую ценность вожделенного документа. Паспорт нового поколения будет стоить 2500 рублей (вместо 1000 рублей за паспорт старого образца сроком на 5 лет, который тоже можно получить). Расчет, очевидно, в том, что пять шестых суши стоят каких-то полутора тысяч рублей.

Но самую большую ценность паспорта для зарубежных поездок приобрели для граждан Абхазии и Южной Осетии. Сначала их много лет не давали. Потом дали – чтобы через пять лет не дать новые. Теперь вот вроде как все-таки выдают следующую партию – может, теперь уже на десять лет, а не на пять?

О том, как жили люди в Абхазии и Южной Осетии без российских паспортов, лучше не вспоминать. Никогда не забуду толпы голодных, отчаявшихся людей на абхазско-грузинской границе на реке Псоу в начале 1995 года. Москва тогда закрыла границу, надеясь улучшить отношения с режимом Шеварднадзе и его союзниками в ЕС и США, а заодно пресечь гипотетическую отправку абхазских боевиков в Чечню (которой на самом деле не было и не могло быть). Впервые за много лет абхазы не смогли продать свои мандарины в России. «Скажите там, в Москве, чтобы сразу убили нас, вместо того, чтобы мучить»,- сказала мне тогда женщина на пограничном переходе.

Отношения с Шеварднадзе мы таким образом не улучшили – «белый лис» всегда требовал благодарности, но сам ее проявлял нечасто. Это его, впрочем, в конце концов и подвело: когда к концу девяностых годов Шеварднадзе подружился с Масхадовым и начал делать антироссийские заявления по десять раз на дню, начались первые эксперименты с выдачей красных паспортов жителям Абхазии и Южной Осетии. Шеварднадзе постарался превратить этот на самом деле гуманный шаг в повод для международного скандала, возопив к Западу о «тихой аннексии» грузинских автономий. Запад предсказуемо возмутился, забыв вдруг и о правах нацменьшинств, и просто о жалости и сочувствии к голодным людям, попавшим в отчаянное положение.

«Если грузинское руководство так любит народы своей страны, то почему оно фактически держит в блокаде сотни тысяч людей, превращая их в своих заложников?»- сказал тогда мне на условиях анонимности высокопоставленный сотрудник МИД РФ. Расчет Шеварднадзе и Саакашвили на то, что оголодавшие абхазы и осетины «приползут» к ним с повинной, не оправдался. Заложниками действий тбилисских правителей оказались и сотни тысяч этнических грузин из Абхазии и Южной Осетии, не смогших вернуться в свои дома и потерявших надежду на замирение с соседями. Голодом мир еще никто не устанавливал.  

Потом была пятидневная война 2008 года и, казалось, после этого проблема с паспортами в Южной Осетии должна решиться раз и навсегда. Но нет. Именно в 2008 году истек срок действия паспортов, выданных в начале «нулевых» годов, а новые паспорта в республику Россия заводить не торопилась. Возник конфуз: солдаты России за южных осетин проливали кровь, а теперь чиновники пожалели выдать им книжечки цвета этой самой крови?

И вот дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. После подписанного Лавровым и Джиоевым соглашения российские пограничники начали, наконец, принимать южноосетинские паспорта, выпущенные еще в 2006 году. На российско-абхазской границе абхазские паспорта, правда, пока не принимают, но прецедент создан. А заместитель начальника УФМС России по городу Москве Владимир Иванов на сегодняшней пресс-конференции сказал, что паспорта для зарубежных поездок в Москве будут выдаваться всем российским гражданам, оказавшимся в столице, включая южных осетин и абхазцев. Правда, в случае, если они докажут свое российское гражданство. На вопрос, является ли таким доказательством просроченный паспорт для зарубежных поездок, Владимир Петрович ответить не смог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала