Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Февраль начался с новостей для абитуриентов и преподавателей вузов. Во-первых, 1 февраля почти все вузы страны опубликовали на своих сайтах правила приема в 2010 году. Во-вторых, председатель правительства РФ Владимир Путин предложил сделать лицензию на оказание образовательных услуг бессрочной и бесплатной. «Считаю, что образовательные учреждения необходимо освободить от платы как за предоставление лицензии, так и за получение аккредитации, а вместо этого ввести фиксированную, прозрачную, установленную государством госпошлину»,- заявил премьер. Путин отметил, однако, что объявленный несколько лет назад план – привести расплодившиеся за последние годы вузы в соответствие с образовательными стандартами – не отменяется. Наоборот, санкции за нарушение аккредитационных требований будут усилены. Просто применяться эти санкции будут по фактам, а не раз в шесть лет, когда наступает время помучить администрацию вуза очередной аккредитационной кампанией.
Новые правила приема и «лицензионная амнистия» связаны со всем тем комплексом проблем, с которым в ближайшее время столкнутся высшие учебные заведения страны. Премьер, очевидно, хочет помочь вузам, которые сегодня попали под двойной и даже тройной пресс. Первая проблема – демографическая. Мы постепенно вползаем в демографическую яму, вырытую спадом рождаемости в девяностые годы. Сегодня не родившиеся тогда ребята как раз должны были бы достичь студенческого возраста. Вторая проблема – низкая платежеспособность населения. Обучение в частных вузах или на платных отделениях вузов государственных, неуклонно расширявшееся в годы финансового благополучия (в 2008 году в негосударственные вузы подали документы 1,25 млн. абитуриентов), сильно «скукожилось» с наступлением «тощих» кризисных лет. Третья проблема – подмена реального образования, востребованного на рынке труда, бумажными отчетностями, формальностями и волокитой.
Первые две проблемы носят не зависящий от вузов характер. А вот от третьей проблемы страдают и студенты, и администрация вузов. Надежды на то, что рынок труда сам отрегулирует систему высшего профессионального образования, заставив вузы сосредоточиться на обучении студентов реально необходимым предметам, не оправдались.
Очень часто вместо учебы в деканатах студентов заставляют добывать множество мало кому нужных документов, а также оплачивать сдачу академических задолженностей (и это притом, что такие выплаты обычно не предусмотрены контрактом на обучение). Надежда на то, что советская вузовская бюрократия воспримет принцип «покупатель всегда прав», тоже не оправдалась: студентам частенько хамят хуже, чем в советское время.
Впрочем, часто работники деканатов просто вымещают на студентах собственную фрустрацию: по приведенным премьером Путиным данным, среднему российскому университету для проводимого раз в шесть лет лицензирования надо было собрать папку из 200 документов средним объемом в 3 тысячи листов. Средняя цена таких аккредитационных мероприятий – 1,5 млн. рублей, которые вуз, естественно, рано или поздно брал из кармана все тех же студентов.
Объявленная Путиным лицензионная амнистия позволит разгрузить хотя бы саму вузовскую администрацию, позволив ей вздохнуть свободно и уделить побольше внимания процессу обучения. А процесс этот сегодня все чаще тормозится отсутствием у студентов необходимых «фоновых» знаний, которыми ребята должны были овладеть в рамках школьной программы. «В ближайшее время вузы начнут просто драться за студентов, возможно, соглашаясь на прием не вполне способных учиться людей,- отмечает глава Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. – Снизить планку вузы может заставить еще и проблема безработицы среди преподавателей. Но тут может возникнуть замкнутый круг: снижение планки ведет к падению престижа вуза, а это в свою очередь означает потерю доходов».
Интересно, что многие вузы, признавая ЕГЭ в качестве главного критерия оценки знаний абитуриентов, в вывешенных в Интернете правилах стараются предлагать и собственные испытания. Так, в МАДИ такие испытания вместо ЕГЭ должны будут пройти все вечерники, все лица, имеющие среднее профессиональное образование и поступающие по программе подготовки специалиста (а не бакалавра и магистра), а также все абитуриенты, получившие предварительное образование за границей. Аналогичные правила вводят и другие вузы, обычно предлагая своим будущим студентам написать диктант и сдать экзамен по математике (обычно в виде собеседования).
Некоторые ученые и преподаватели считают, что кризис приведет к очищению вузовской среды, устранив аутсайдеров естественным путем, без административных решений.
«Кризис может выявить то, в чем мы долго боялись признаться,- считает заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН Андрей Петров. – В стране есть элитарные вузы, которые всегда будут иметь достаточно студентов – МГУ, РГГУ и некоторые другие. На них надо будет равняться. Почти все будет зависеть от самих преподавателей. Не стоит надеяться на работодателей – они, как правило, требуют подготовки тех специалистов, которые им нужны сейчас, а через 5-6 лет и техника, и требования оказываются совсем другими. Так что рассчитывать вузам придется на себя».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции