Сергей Михайлович Шахрай, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России. Один из авторов российской Конституции 1993 года, бывший заместитель председателя и вице-премьер правительства РФ (1991-95).
Сейчас - руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике, президент Национальной федерации бадминтона России. Он является научным руководителем Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации и Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В.Ломоносова.
Накануне празднования 60-летия установления дипотношений между Россией и Индонезией Сергей Шахрай дал интервью РИА Новости. Беседовал Михаил Цыганов (Джакарта).
- Сергей Михайлович, вы приехали в Джакарту сразу в трех ипостасях: как председатель Общества дружбы Россия-Индонезия, как руководитель аппарата Счетной палаты РФ и как президент Национальной федерации бадминтона России. И все это происходит на фоне празднования 3 февраля 60-летия установления дипломатических отношений между нашими странами…
- Как любой юбилей, 60-летие дипломатических отношений - это прекрасный повод подвести некоторые итоги и наметить планы развития. При этом, несмотря на праздник, нужно поставить диагноз: а что не получилось?
Для России Индонезия – очевидный ключевой и стратегический партнер и по своему географическому положению на перекрестке мировых торговых путей, и по огромному экономическому потенциалу (член «большой двадцатки»), и по численности населения (четвертая страна мира), и по месту, которое она занимает не только среди мусульманских стран (первая по числу жителей), но и лидеров Движения неприсоединения, и так далее.
- И что же у нас не получилось?
- К сожалению, на протяжении этих 60 лет отношения наших стран сводились в основном, к пониманию стратегической необходимости этих отношений, в некоторой степени - к военно-техническому сотрудничеству и просто к человеческим симпатиям.
Хотя, наверное, с этого надо начать - есть какая-то необъяснимая симпатия у русских к индонезийцам и у индонезийцев к русским. Это чувствуется сразу, когда начинаешь с ними работать, встречаться, дружить…
- Что Вы считаете главной задачей на этот момент?
- На мой взгляд, наше экономическое сотрудничество до сих пор развито далеко недостаточно. Конечно, в 2008 году был резкий рывок: наш двусторонний оборот увеличился в два раза до одного миллиарда 600 тысяч долларов (сейчас он упал из-за кризиса). Но, согласитесь, для двух таких стран, как Россия и Индонезия это очень мало.
Поэтому 60-летие дипломатических отношений - это повод задуматься и всерьез заняться экономикой. Это означает, что российское правительство должно создать минимально необходимые условия для российского бизнеса, российских инвестиций и совместных предприятий в стратегических областях - прежде всего, горнодобывающей промышленности, переработке сырья.
А для меня все это празднование - также и вхождение в роль новоизбранного председателя Общества дружбы Россия-Индонезия.
- Каковы цели этого Общества?
- Наша задача здесь не столько экономическая, сколько гуманитарная.
Очень приятно, что накануне 60-летия в Джакарте произошло поистине стратегическое событие - презентация готовящегося к печати специалистами Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Университета "Индонезия" нового русско-индонезийского словаря на 80 тысяч слов, который будет издан в Индонезии. К сожалению, такие словари мы обновляем очень редко, надо бы это делать как минимум раз в десятилетие, а может быть и чаще - все же речь идет о пятом по числу разговаривающих на нем языке мира.
Кроме того, мы наметили у себя в плане на 2010 год публикацию не только книг наших ученых об Индонезии, но и популярной литературы.
Еще один огромный ресурс для Общества - использование современных информационных технологий. Сколько бы мы ни проводили концертов и выставок, сколько бы ни издавали словарей, об этом узнают десятки, сотни, максимум - тысячи человек. Но если мы ворвемся в информационное пространство грамотным Интернет-сайтом, то речь пойдет уже о десятках и сотнях тысяч людей.
И еще у нас есть такой неожиданный резерв, как десятки тысяч российских любителей бадминтона. Вот мы поработаем, а потом проведем совместный съезд, и все бадминтонисты вступят в Общество дружбы Россия-Индонезия (смеется).
- Кстати, а что у нас с бадминтоном?
- В этот вид спорта я влюбился больше 30 лет назад, и вот уже прошло четыре года с того момента, как меня избрали президентом Национальной федерации бадминтона.
Не все знают, что бадминтон пришел в Россию благодаря Сергею Павловичу Королеву и Юрию Гагарину: именно его великий конструктор выбрал основным спортом для подготовки космонавтов. И не случайно: бадминтон не травматичен, физически очень интенсивен - работают все группы мышц. А уже потом бадминтон взяли на вооружение американские астронавты, причем в самом начале их тренировал индонезиец…
На олимпиадах и чемпионатах мира я давно оценил, как играют индонезийцы: в красивый бадминтон, не такой, может быть, силовой, как китайский, но очень красивый. А у меня давно была выведена формула: мы сможем обыграть азиатов, только соединив азиатскую технику с русским куражом. Вот индонезийцы играют со своим куражом, и нам есть, чему поучиться.
Надеюсь, в рамках этого визита мы сможем сдвинуть дело вперед и, возможно, договоримся о получении играющего тренера. Кроме того, нам важно присылать сюда молодежь на тренировочные сборы и приглашать индонезийских спортсменов к нам.
- Мы чуть не забыли о Счетной палате…
- На самом деле, это основная цель моего визита.
После подписания в 2007 году соглашения о сотрудничестве между Счетной палатой РФ и Управлением аудита Индонезии наши отношения вышли на новый уровень. Мы очень активно взаимодействуем в азиатском объединении высших контрольно-счетных органов АЗОСАИ, причем именно Индонезия там являлась для России ключевым партнером.
Дело в том, что Государственное управление аудита функционирует в этой стране уже 63 года, и хотя в некоторые периоды оно сталкивалось с серьезными трудностями, все же за более чем полвека сложился очень профессиональный коллектив, у которого нам есть чему поучиться. В Индонезии уже созданы правовые условия для работы управления по аудиту - не только специальный закон, но и финансовое законодательство. По сути, это реально независимый - даже с финансовой точки зрения - орган финансового контроля.
Ну и, кроме того, в 2007 году в ходе визита в Индонезию президента Путина было подписано соглашение о кредите со стороны РФ на сумму в миллиард долларов, и главы наших государств тогда поручили двум счетным палатам контролировать его реализацию. Чем мы сейчас и занимаемся.
Наконец, речь пойдет и о двух новых для нас направлениях работы: противодействии коррупции и аудите в сфере природопользования в широком смысле слова.
Теперь мы ждем в Москве индонезийскую делегацию, а чтобы эти отношения были неформальными, Счетная палата РФ вызвала на матч по бадминтону управление по аудиту Индонезии.
- Ну и, наконец, что такое Индонезия лично для Вас? Почему Вы согласились стать председателем Общества?
- Сближение с Индонезией у меня произошло сначала именно благодаря бадминтону. Ну а потом мой старший сын для своего свадебного путешествия с женой выбрал Бали. Они приехали в абсолютном восторге, и стали агитировать и нас.