МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Объединение крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлота" с авиаактивами "Ростехнологий" позволит увеличить число перевозимых пассажиров в РФ, усилит интерес к перелетам вообще, улучшит показатели безопасности полетов и качество обслуживания пассажиров, считают аналитики, опрошенные РИА Новости.
Премьер-министр Владимир Путин ранее согласился с предложением Минтранса РФ акционировать в 2010 году ГТК "Россия", "Кавминводы-авиа", "Оренбургские авиалинии", а затем вместе с "Владивосток-авиа", "Саратовскими авиалиниями" и "Сахалинскими авиатрассами" объединить их с "Аэрофлотом". Министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что доля "Аэрофлота" на внутренних перевозках в РФ при объединении с шестью авиакомпаниями "Ростехнологий" вырастет до 30-35% с нынешних 15%.
Что даст объединение
"Оцениваю это событие позитивно, поскольку в сущности это единственный вариант, при котором упомянутые авиакомпании смогут выжить. Полагаю, что в долгосрочной перспективе объединяемые с Аэрофлотом авиакомпании увеличат свои производственные показатели, однако в текущем году рост перевозок может оказаться под вопросом в силу того, что бизнес авиакомпаний, скорее всего, будет реструктуризирован", - сказал аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
По его мнению, "Аэрофлот" выиграет от данного объединения, поскольку сможет упрочить свои позиции на маршрутах Сибири и Дальнего Востока.
"Объединение отяготит положение "Аэрофлота", поскольку компания собирается занять для этой цели до 400 миллионов долларов (совет директоров авиакомпании недавно одобрил выкуп 25,8% акций "Аэрофлота" у "Национальной резервной корпорации", предположительно, за 400 миллионов долларов - ред.). Объединяемые компании будут объединены с "Аэрофлотом" не на прямую, а станут скорее его дочерними компаниями. Их активы будут переведены в одну или две новообразованных дочерних компании "Аэрофлота", - отметил аналитик.
В свою очередь, начальник управления анализа рынка акций Банка Москвы Михаил Лямин отметил, что оценить влияние новости об объединении "Аэрофлота" с авиаактивами "Ростехнологий" на оценку крупнейшего авиаперевозчика РФ пока довольно трудно, что связано с отсутствием данных по присоединяемым активам, а также оценок возможного синергетического эффекта и параметров объединения.
"Можно предположить, что новые активы будут внесены в обмен на 25,8% акций российского лидера", - отметил он.
Аналитики Банка Москвы попытались оценить влияние данного события на стоимость "Аэрофлота".
"По нашему мнению, ключевыми активами, передаваемыми "Аэрофлоту", являются ГТК "Россия" и "Владивосток Авиа" - основные игроки крупнейших российских хабов. Данные активы позволят "Аэрофлоту" укрепиться в перспективных регионах (Санкт-Петербург и Приморский край), провести оптимизацию сети и повысить конкурентоспособность на азиатском рынке", - отметил Лямин.
По его словам, в отсутствие финансовых показателей присоединяемых компаний аналитики Банка Москвы провели сравнительную оценку стоимости данных активов через производственные показатели, применив дисконт. "Наличие дисконта объясняется как меньшим размером бизнеса и, скорее всего, более низкой эффективностью деятельности, так и наличием дополнительных рисков для миноритариев "Аэрофлота" при объединении", - сказал он.
По оценкам аналитиков Банка Москвы, в совокупности новые активы увеличат стоимость авиакомпании, приходящуюся на одну акцию "Аэрофлота", на 0,23 доллара.
Ведущий Эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что объединение "Аэрофлота" с авиаактивами "Ростехнологий" можно оценить положительно для крупнейшего российского авиаперевозчика.
"Оно (объединение) позволит ей (авиакомпании "Аэрофлот") увеличить свою долю на рынке внутренних перевозок, пассажиры получат больше возможностей для полетов, компания сможет предложить своим партнерам по альянсу Sky Team больше рейсов для полетов по России. Производственная деятельность компаний улучшится, воздушные суда будут больше загружены, летчики получат больший опыт. Появятся дополнительные доходы у всех компаний, часть из которых может пойти на обновление парка самолетов компаний, которые вольются в альянс", - отметил Баранов.
Сделка для "Аэрофлота": pro и contra
По словам Рожкова, плюсами для "Аэрофлота" в объединении с авиаактивами "Ростехнологий" является расширение маршрутной сети авиакомпании в Сибири и Дальнем Востоке, а также получение готового хаба на Дальнем Востоке, где компания может забазировать собственные лайнеры, совершающие полеты в страны Юго-Восточной Азии.
"Стыковка внутренних и международных рейсов позволит "Аэрофлоту" увеличить перевозки на международных направлениях. Основной плюс объединяемых авиакомпаний - более высокий уровень качества и операционного менеджмента, способность повысить эффективность и безопасность полетов", - отметил аналитик.
По его словам, минусом для "Аэрофлота" станет увеличение долга и отвлечение ресурсов на реструктуризацию бизнеса объединяемых авиакомпаний.
Баранов считает, что плюсы для "Аэрофлота" в том, что авиакомпания увеличит свою долю на рынке. "Плюсы также в увеличении доходов и большей загрузке самолетов. Минус в том, что для приведения всего к одному стандарту "Аэрофлота" придется потратить значительные силы, время и средства", - добавил он.
Отвечая на вопрос, как слияние авиакомпаний скажется на рынке авиаперевозок в РФ в целом и на развитии гражданской авиации в стране, Рожков высказал мнение, что внедрение более высоких стандартов качества, которых придерживается "Аэрофлот", позволит улучшить показатели безопасности полетов, а также улучшить качество обслуживания.
Баранов же отметил, что за счет слияния авиакомпаний увеличится число перевозимых пассажиров в стране, усилится интерес к перелетам вообще, а бюджеты будут получать больше средств от деятельности авиакомпаний.
Новая монополия?
"Позиции других перевозчиков, очевидно, будут затронуты. Однако мы ожидаем, что реальный эффект будет носить отложенный характер и будет ощутим скорее в следующем году", - считает Рожков.
Отвечая на вопрос, можно ли это объединение назвать будущей монополией "Аэрофлота" на рынке авиаперевозок в РФ, он отметил, что это вряд ли можно назвать монополией, скорее олигополией. "Помимо "Аэрофлота" крупными игроками на рынке останутся "Сибирь", "ЮТэйр" и "Трансаэро", - добавил аналитик.
Баранов считает, что слияние "Аэрофлота" с авиаактивами "Ростехнологий" никак не затронет интересы других авиакомпаний. "Другие авиаперевозчики как летали, так и будут летать, острой конкуренции ждать не стоит. У нас летает пока слишком мало граждан, и потенциал для роста существенный. Главное, чтобы тарифы были адекватными", - отметил он.
Эксперт также высказал мнение, что это объединение не является будущей монополией "Аэрофлота".
Цены и направления
По мнению Рожкова, в целом уровень цен на авиабилеты может сильно не вырасти, однако на отдельных направлениях, где фактически единственным перевозчиком останется "Аэрофлот" и его дочерние компании, можно ожидать скачка цен.
Баранов полагает, что существенным образом цены на авиабилеты не вырастут, поскольку у авиакомпаний есть и расходы, которые не уменьшались в последние годы, а росли. "Аэрофлот" же в связи с его объединением, постарается проводить максимально широкую ценовую политику, то есть будут и сверхдорогие билеты и дешевые для совсем малоимущих граждан", - добавил он.
Отвечая на вопрос, нужно ли "Аэрофлоту" увеличивать свою долю перевозок внутри РФ в связи с объединением с авиаактивами "Ростехнологий", поскольку эта авиакомпания всегда концентрировалась на международных авиаперевозках, Рожков высказал мнение, что увеличение внутренних перевозок при стыковке маршрутов позволит авиакомпании получить поток для своих международных маршрутов, что увеличит как загрузку пассажирских кресел, так и увеличит объем пассажироперевозок.
"Аэрофлот" всегда был в первую очередь российской компанией, и летал по стране, в том числе и во времена СССР, так что увеличение его доли на внутренних рейсах - это во многом возврат к старым его позициям и это правильно и хорошо для компании", - отметил со своей стороны Баранов.
"Аэрофлот" контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок, его совокупная маршрутная сеть насчитывает 856 пунктов в 169 странах. В 2008 году "Аэрофлот" перевез 9,3 миллиона человек, а вместе с дочерними компаниями - 11,6 миллиона. Авиакомпания располагает одним из самых молодых самолетных парков в Европе.