Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Если верить сведениям из российских источников в Женеве, новый договор по СНВ может быть готов к 27 февраля. Работа над тем, как юридически закрепить на более низком уровне число ракет и ядерных боеголовок США и России, активно ведется с мая прошлого года. Договор СНВ-1 от 1991-го года истек 5 декабря прошлого года. Начавшиеся в Женеве 1 февраля после новогодних каникул обсуждения, похоже, и впрямь вступили в финальную стадию технической и лингвистической доводки договоренностей. Во всяком случае, обе делегации почти в унисон утверждают, что договор уже можно чуть ли не пощупать руками: говорят, что он доработан на 95-97%.
Кто, в каких количествах, где и что будет сокращать, в общих чертах уже хорошо известно. Число носителей США и России должно будет находиться в пределах 500-1100 единиц, а боеголовок - в пределах 1500-1675 шт. Вариации могут предусматривать больше носителей у одних, при меньшем числе боеголовок, и наоборот. В любом случае, установленного потолка более чем достаточно, чтобы обе стороны могли свободно, выражаясь языком Пентагона, «проецировать свою военную мощь и иметь сильный фактор сдерживания». В принципе стороны, видимо, уже договорились и о режиме верификации и принципах зачета «возвратного потенциала» (снятых с вооружения, но не уничтоженных боеголовок, в основном, у США).
Но, к сожалению, «родить» новый договор и «научить его ходить» - две совершенно разные вещи. И тут, можно сказать, договор появляется в не совсем удачное время. Между подписанием и ратификацией нового соглашения стоит множество очень раздраженных республиканцев в сенате, которым есть что потребовать от Обамы «в обмен на ядерную сделку с Россией». И, что самое главное, между подписанием и ратификацией стоят промежуточные ноябрьские выборы в американский конгресс. В ноябре должен быть переизбран весь состав палаты представителей и треть сената.
По конституции США, именно сенат ратифицирует (дает согласие на) все международные договоры, которые заключают США. Обаме нужно будет использовать что-либо очень сильнодействующее, чтобы убедить республиканских сенаторов поддержать новый СНВ. Одной силой красноречия такие вещи не делаются.
«Свободный проход» через сенат договору могут обеспечить только две трети голосов сенаторов – 67. У демократов там сейчас 59 голосов (включая двух независимых депутатов), а у республиканцев 41. То, что никак не сходится сейчас, станет сделать еще труднее после ноябрьских выборов. Американцы имеют привычку после президентских выборов, сажая в Белый дом демократа, «уравновешивать» его республиканцами (или исполнять равносильный кульбит) в конгрессе. Поскольку внутренней экономической и социальной политикой в стране недовольны все больше избирателей, то республиканцев в сенате, по прогнозам, может стать после ноября еще больше. Им, может, и не светит большинство, но прирост почти обеспечен. Договор СНВ теоретически – если его сочтут успехом для Обамы - может этот прирост замедлить. Но…
Обама очень много наобещал в начальный период своего президентства (здесь и «перезагрузка» с Россией, и безъядерный мир, и «покой» на Ближнем Востоке, и урегулирование иранской и северокорейской ядерной проблем и пр.). И сейчас ему крайне нужен внешнеполитический результат. Его пока просто нет. Во внешней политике не исполнено ровно ничего из обещанного. Договор СНВ мог бы стать первой победой.
Договор по СНВ в «списке больших дел Обамы» идет с магическим добавлением «май». Хотя администрация и утверждает, что никаких сроков для заключения она и в помине не устанавливала, но с маем месяцем связано очень многое. Именно в мае этого года пройдет очередная, бывает раз в десять лет, международная конференция ООН по обзору действия Договора о нераспространении ядерного оружия от 1968 года. Его участниками не являются Израиль, Индия, Пакистан и КНДР. Которые, в той или иной степени, уже стали, в общем, ядерными. Неспособность «больших» договориться о сокращении ядерных арсеналов для «малых» станет оправданием продолжения работ по их наращиванию или созданию. Эрозия ДНЯО достигнет угрожающих масштабов.
Ратификация же Обаме нужна до ноября, чтобы «продемонстрировать результаты» и остановить республиканское наступление на конгресс. Республиканцам же перед ноябрем, наоборот, Обама как «великий и могучий» миротворец совсем не нужен.
Белый дом, правда, сейчас уже сделал республиканским сенаторам хороший подарок в виде очередного, четырехлетнего обзора концепции военной стратегии и проекта военного бюджета на 2011-й год. Между прочим, если бы Нобелевский комитет мира знал, каким будет оборонный бюджет США и как они смотрят на свое «военное будущее», то навряд ли Обама получил бы в прошлом году авансом Нобелевскую премию мира. Вопреки всем обещаниям самого Обамы «почистить военный бюджет» он будет увеличен на 3,4% до невиданных 708 млрд долларов (на самом деле, со всеми скрытыми выплатами и перераспределенными расходами, он приблизится к 900 млрд). Это больше, чем военные бюджеты 15 ведущих военных государств мира (включая Китай и Россию) вместе взятых.
Ассигнования на нужды министерства энергетики (оно ведает поддержанием в боеготовом состоянии ядерного оружия, разработкой его новых видов, ядерными испытаниями) вырастут на 11,2 млрд долларов, т.е. на 13,4%.
Если внимательно почитать последний Quadrennial Defense Review, или QDR (конгресс санкционировал его подготовку с середины 90-х, чтобы иметь представление о перспективной военной политике администрации на четыре года вперед), то видно, что США переходят от войн оптом к войнам в розницу. В обзоре сказано, что США теперь будут готовить свои ВС к «множественным конфликтам» в любых регионах планеты, начнут модернизацию и пополнение средств доставки войск, борьбу с кибертерроризмом, ядерным терроризмом, защиту американских баз и персонала за рубежом.
Совсем зря появились утверждения о том, что США полностью отказались от конфепции ведения двух крупных региональных войн в пользу концепции участия во множественных региональных конфликтах. Здесь речь идет всего лишь о смещении акцентов. И об этом заявил сам министр обороны Роберт Гейтс.
Республиканцам новая концепция понравилась. Как и оборонный бюджет. Может это и поможет новому СНВ. А может и нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции