Рейтинг@Mail.ru
Моногорода ищут спасения в новых проектах - РИА Новости, 01.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Моногорода ищут спасения в новых проектах

Читать ria.ru в
Дзен
Россия находится на пороге масштабной "перестройки" моногородов, которым еще с советских времен досталась зависимость от одного или нескольких заводов-гигантов, связанных единым производством. Некоторые населенные пункты делают ставку на диверсификацию экономики, другие - на модернизацию уже существующих градообразующих предприятий.

МОСКВА, 1 фев - РИА Новости. Россия находится на пороге масштабной "перестройки" моногородов, которым еще с советских времен досталась зависимость от одного или нескольких заводов-гигантов, связанных единым производством, а вместе с этим и повышенная уязвимость в кризисные моменты. Некоторые населенные пункты делают ставку на диверсификацию экономики, другие - на модернизацию уже существующих градообразующих предприятий.

Как ожидается, в начале февраля власти РФ рассмотрят предложения регионов и самих муниципалитетов по развитию первых 27 моногородов. Первоочередной "список-27" правительственная комиссия утвердила в конце 2009 года. Всего же к моногородам государство причислило 335 населенных пунктов России.

РИА Новости удалось ознакомиться с проектами развития некоторых таких городов, среди которых Тольятти Самарской области (градообразующее предприятие - "АвтоВАЗ"), татарстанские Набережные Челны ("КАМАЗ"), Пикалево Ленинградской области (несколько цементных заводов), Байкальск Иркутской области (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат), ряд промышленных городов Урала и шахтерских городов Кузбасса.

Спасение от "АвтоВАЗа" и надежда на "КАМАЗ"

Самый большой российский моногород - 720-тысячный Тольятти - намерен выходить из кризиса за счет все большего отдаления от "АвтоВАЗа".

Пока в программе развития города 23 инвестиционных проекта, сообщил РИА Новости советник мэра города Алексей Миронов. Среди них - создание особой экономической зоны и технопарка рядом ней, производства автокомпонентов для Renault-Nissan, Fiat и Ford, а не только для "ВАЗа", вложения в химическую отрасль.

Власти рассчитывают создать за десять лет порядка 90 тысяч постоянных рабочих мест. На все это предполагается выделить 89 миллиардов рублей из бюджетов все уровней, плюс частные вложения.

"Мы, конечно, не сможем полностью уйти от превалирующей роли "АвтоВАЗа" в экономике, но стоит задача существенно снизить его влияние", - сказал Миронов.

Между тем, власти полумиллионных Набережных Челнов - второго по численности моногорода - рассчитывают, прежде всего, на развитие проектов, связанных с градообразующим предприятием - "КАМАЗом". При этом план, представленный мэром города Ильдаром Халиковым, предполагает также развитие государственно-частного партнерства при строительстве новых производств, реализацию проектов в сфере реформирования ЖКХ, развитие малого и среднего бизнеса.

Тольяттинцев зовут строить вагоны

Вне разработанной программы развития Тольятти и неожиданно для городских властей пришла новость о том, что возможно переселение части работников "АвтоВАЗа" в город Тихвин Ленинградской области, где летом 2011 года рассчитывают запустить Тихвинский вагоностроительный завод. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) обсуждает с "АвтоВАЗом" возможность ипотечного кредитования тех, кто согласится переехать в Тихвин.

"Мы ждем от Тихвинского вагоностроительного завода перечень вакансий, который требуется, чтобы детально проработать его. Об этом проекте мы узнали из прессы", - признался Миронов.

Как сообщила РИА Новости директор по персоналу Тихвинского вагоностроительного завода Марина Минько, "сотрудники "АвтоВАЗа" привлекательны тем, что являются профильными специалистами, обладающими отраслевым опытом работы, в частности, на зарубежных линиях сборочных, покрасочных и других производств, которые будут установлены на Тихвинском вагоностроительном заводе".

При этом не все 3,5 тысячи рабочих мест в Тихвине получат тольяттинцы - две трети отводится на города Северо-Запада, оставшиеся распределят между другими городами, в том числе и Тольятти. Минько подчеркнула, что пока все находится в стадии переговоров, и формальные соглашения с АИЖК еще не подписаны.

"Тепличное" Пикалево и "клубничный" Байкальск

Между тем, Ленинградской области приходится решать проблемы своего моногорода - печально известного Пикалево, где в прошлом году остановка трех цементных заводов привела к массовым акциям протеста и вмешательству в ситуацию федеральных властей.

По словам мэра города Сергея Вебера, план развития Пикалево предусматривает развитие малого бизнеса, что должно помочь людям уйти с градообразующих предприятий. "Нами совместно с Ленобластью разработан комплексный план развития города до 2025 года. Согласно плану, мы выделили участки под возможное строительство предприятий", - сказал мэр Вебер, уточнив, что предполагается строить, например, тепличные хозяйства, а также завод глубокой переработки зерна.

Другой известный проблемный моногород - Байкальск - тоже ищет спасения от привязанности к Байкальскому ЦБК в том числе и в сельском хозяйстве: среди прочего планируется занять людей переработкой клубники. Как сообщил в минувший четверг на пресс-конференции мэр города Валерий Пинтаев, другие направления выхода из кризиса - туристический бизнес, строительство оздоровительного комплекса, продажа воды из источников в окрестностях Байкала.

Любопытно, что если Пикалево пытается уйти от цементного производства, то приморский Дальнегорск как раз видит в этой сфере шанс уменьшить привязанность города к "градообразующей отрасти" - производству боросодержащей продукции. Причем именно производителя этой продукции - завод "Бор" - и планируется частично переориентировать на выпуск сырья для цементной промышленности.

Уральские моноцветы

В развитие самого крупного после Екатеринбурга города Свердловской области - Нижнего Тагила - потребуется вложить до 2025 года свыше 230 миллиардов рублей. Городские власти считают, что локомотивом здесь может стать оптовая торговля, которую можно развить посредством строительства логистического узла. Также город мог бы стать базой развития химического производства: появление кластера на "Уралхимпласте" позволило бы объединить производителя химии и поставщиков сырья.

Планы развития других уральских городов при первом рассмотрении делают упор на развитие уже имеющихся градообразующих предприятий. В свердловском Каменске-Уральском это одноименный металлургический завод и Синарский трубный завод, в челябинских Карабаше и Сатке - "Карабашмедь" и "Магнезит".

При этом говорится и о нескольких новых направлениях развития - создании завода по изготовлению термополированного стекла в Каменске-Уральском, привлечении туристов в богатый на природные, исторические и культурные памятники Саткинский район, поддержке малого бизнеса в Карабаше, где, по признанию областных властей, практически отсутствует сфера услуг, а малый бизнес представлен только магазинами.

Шахтеров бех угля не бывает

Планы развития шахтерских моногородов Кузбасса - Ленинска-Кузнецкого и Прокопьевска - предусматривают ряд не связанных с добычей и переработкой угля проектов, однако значительная часть планов на будущее все равно связана именно с углем.

"В первую очередь будут реализовываться инновационные проекты, направленные на глубокую переработку угля, производство стройматериалов, развитие туристско-рекреационного комплекса", - сообщил представитель областного департамента экономического развития.

Планируется, что проекты будут реализованы в рамках частно-государственного партнерства. При этом средства господдержки будут направлены преимущественно в развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала