Не в первый раз известный буддийский лама Оле Нидал, первый западный ученик одной из четырех основных школ тибетского буддизма школы Карма Кагью, приезжал в Москву прочитать свои лекции. Он уже давно признан буддийским сообществом в России. На его лекции, проходившие в рамках Фестиваля буддийской культуры в Москве, приехали не только преданные ученики, но и новые, для которых он совершил благословение. По данным организаторов, всего собралось 2,5 тысячи человек.
Корреспонденту РИА Новости Елене Гуткиной удалось недолго побыть в «танцующем пространстве» Оле Нидала, и узнать похожую на правду историю ушиба ноги (несколько недель назад лама серьезно повредил ногу), узнать о не самом «очаровательном» способе выставить себя напоказ и к чему приводят действия для собственного удовольствия, спросить и получить ответы на волнующие вопросы о социализме, политкорректности, толерантности, узнать о плохой памяти, об отоплении дома деньгами, об идеализме русских и комплексе вины.
- На своей лекции Вы говорили о том, что социализм создает зависть, а капитализм – жадность, но жадность продуктивнее. Не могли бы подробнее раскрыть свою мысль. И выражаются ли в этом Ваши политические взгляды?
- Люди по природе своей любят иметь вещи, и им приходится что-то делать, чтобы получить желаемое. Социализм создает большой аппарат людей, которые контролируют всё и вся, а капитализм заставляет людей работать. Я думаю, что это исторические факты.
Я желаю счастья всем и везде. Но должен признать, что мне нравятся свободные общества. Я думаю, что общество свободнее, если оно разрешает людям делать то, что они хотят, а не вынуждает людей делать то, чего оно от них хочет. С другой стороны, я из Дании, и у нас там идеальное социальное общество, и я поддерживаю его всячески. Минимальный налог у нас 55 %, но зато все бесплатно – медицина, дороги, и я думаю, что это хорошо. В Германии, например, нужно помнить, что выкупить медицинскую страховку и т.д. гораздо проще, если все это просто идет из налогов.
- Также Вы говорили о политкорректности, которая может погубить человека. Прокомментируйте, пожалуйста, это высказывание. Как Вы относитесь к толерантности?
- Хотел бы начать со второго вопроса. Не может быть толерантности к тем, кто проявляет не толерантность. Вот, что вам скажут в Европе. Или мы говорим, что моя терпимость заканчивается там, где начинается твоя нетерпимость.
Политическая корректность – это такой вид лжи самому себе. Вы притворяетесь, что все происходит так, как оно на самом деле не происходит.
- Ваше отношение к наркотическим веществам.
- Я считаю, что никакой наркотик не может создать счастья. В нашем уме уже есть семена счастья, которое мы можем переживать долго, а наркотические вещества сжимают это потенциальное счастье в несколько ярких минут, тем самым лишая нас счастья на долгое время. Это все ровно что топить дом деньгами, вместо того, чтобы купить уголь. Это чрезвычайно глупо. И это делает наши отношения с миром очень неясными, человек с трудом понимает причины и следствие.
- Ваше отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.
- Я уверен, что у них есть Будда-природа, как у всех остальных. Но у меня нет никакого собственного опыта. Я думаю, что их нужно просто оставить в покое, как и всех остальных, пока люди никому не причиняют вреда. Я просто желаю им счастья.
- В какой стране, в какой культуре вы чувствуете себя уютно и хорошо?
- Мне очень нравится природа Северной Америки. В России мне нравятся люди. Здесь у людей есть открытость и идеализм, которые не найдешь нигде. Может быть, только если в Польше, на Украине. Но за пределами славянского мира – нигде.
- Любовь проверяется временем или пространством?
- И тем, и другим. Вот в разных городах Германии некоторые проводят очень много времени на автобане, тратят много денег на телефонные разговоры. И это может быть трудно, если кармическая связь не такая сильная. Бывает трудно поддерживать такие отношения. Cо временем паре стоит съехаться, даже если кому-то придется немного потерять в зарплате и взять себе менее оплачиваемую работу.
- Вы за свободные отношения?
- Это вопрос, на который я не могу ответить, потому что это совершенно индивидуально. В одних культурах много верности, в других мало. И это, в основном, связано с тем, считает ли мужчина, что он обладает женщиной, владеет женщиной, или нет. В мире очень много различий в этой области. Посмотрите на то, как с женщинами обращаются арабы и эскимосы – совершенно по-разному.
- Истинно, что все люди хотят быть счастливыми. Есть люди, которые не хотят быть счастливыми? В чем корень их проблемы?
- Я никогда не встречал таких людей. Все люди хотят чего-то приятного, счастья, если только у человека нет глубокого комплекса вины, который ему достался от религии или матери или еще откуда-нибудь.
Есть люди, на которых сильное влияние оказывает религия, и они боятся быть счастливыми, чтобы не утратить счастья загробной жизни, но это все равно поиск счастья, просто в очень отдаленном будующем.
- Может ли достичь просветления ученик с плохой памятью?
- Если бы это было не так, у меня бы не было шансов. Я дошел до возраста, когда я не помню имена, но я помню многое другое.
- Движение по пути в одиночку и с учителем. В чем преимущества того и другого пути?
- Если есть учитель, который такой же человек, как и вы - ест, пьет, спит, то благодаря отождествлению с ним вы движетесь к цели быстрее. Учитель приближает ее достижение. Если вы знаете человека, который отлично справляется с повседневной жизнью, то следовать его примеру – лучше, чем читать книжку. У меня очень абстрактный ум, и тем не менее я могу сказать, что моя убежденность возникла главным образом благодаря встрече с учителем.
- Что случилось с ногой? Где вы так ушиблись?
- Со мной ездила немецкая команда телевизионщиков. Они снимают фильм обо мне, я ведь такое заметное явление. ( Я, кстати, сам поражен, что удалось буддизм Алмазного пути на Западе привести в такое движение за 35 лет. И они поражены, что все это основано на идеализме, дружбе, что никто не получает денег за работу. Все это делают в свободное время. Получается, что все свои деньги мы можем вкладывать в работу. )
Так вот, и они ездили со мной по России прошлым летом и по Южной Америке зимой. Мы купили участок земли за 21 тысячу долларов в Уругвае, 60 гектаров, участок, который сегодня стоит в 10 раз больше. Нам удалось его купить, когда рынок пришел в упадок.
Там люди из разных стран строили ритритный центр. Операторы хотели снять последний кадр, в котором я схожу по ступенькам лестницы к камере. Они именно так хотели закончить фильм. Хотя это, конечно, не самый очаровательный способ представить себя (смеется). Вот, вы идете вот так, шаг за шагом, и выглядите как беременная горилла, или можете сходить, конечно, иначе, но тогда будет виден только ваш зад.
Там была приставная лестница, около четырех метров. Я спросил у них «А может, мне прыгнуть?». Они посмотрели на меня, такого вот 68-летнего господина, который сейчас будет прыгать… (смеется) Но я выбрал площадку для приземления помягче, участок, где земля была мягкой между двумя досками. Я спрыгнул и идеально приземлился, что мне не пришлось даже перекатываться.
Потом ночью после лекции некоторые люди интересовались тем, что я делал. Они были такими любезными, знаете, и я решил им показать, как прыгал. Было около двух, трех часов ночи, не было электрического освещения. Я помнил примерно, где была земля, а где доски, и спрыгнул без проблем.
В третий раз я подумал, может, я просто для собственного удовольствия прыгну? Но у меня не очень хорошо получается делать что-то только для себя… И я упал, доска перевернулась подо мной.
Я растянул два основных сухожилия, соединяющих две кости голени. Я не очень сильно переживал тогда и танцевал всю ночь. А когда я вернулся в Европу, моему хорошему другу Александру, врачу, рассказали, что у меня была такая травма. Он посмотрел и спросил меня «как получилось, что ты не хромал, когда зашел ко мне?». Я тут только мог процитировать фразу одной из ирландских саг, которые читал в детстве: «Как я могу хромать, если мои ноги одинаковой длины?» (смеется). Но он серьезно к этому отнесся, вкрутил мне какой-то шуруп и сделал снимок.
Лама Оле Нидал - один из немногих западных людей, имеющий полную квалификацию ламы и мастера медитации. В 1968 году Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками главы школы Карма Кагью тибетского буддизма Гьялвы Кармапы XVI. Они стали первыми западными ламами после обучения в Гималаях под его руководством в 60-70-х годах и основали около 600 буддийских центров во всем мире. В течение нескольких лет они изучали буддийскую философию и проходили интенсивную медитационную подготовку. С 1973 года Лама Оле Нидал читает лекции и проводит медитационные курсы по всему миру.
Школа Карма Кагью относится к уровню Алмазного пути, одной из четырех основных школ тибетского буддизма. Она включает старые и новые учения, достигшие Тибета. Эта линия ориентирована на практику, внимание здесь уделяется медитации и непосредственному познанию природы ума под руководством учителя. Ее называют иногда "линией нашептывания", подразумевая устную передачу учения наиболее одаренным ученикам.