Коллегия Рособоронэкспорта подвела 27 января итоги деятельности компании за 2009 год. Было объявлено, что Россия продала в прошлом году военную продукцию на сумму 7,4 миллиарда долларов. По сравнению с 2008 годом объемы экспорта военной продукции выросли на 10%. За 2001-2009 годы данный показатель увеличился более чем в 2,4 раза.
Генеральный директор Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин во время посещения головного офиса РИА Новости в Москве дал эксклюзивное интервью нашему агентству.
- Анатолий Петрович, отдельной темой в области военно-технического сотрудничества России является Иран. Каковы перспективы нашего сотрудничества с этой страной?
- На этот вопрос уже отвечали официальные лица и из Федеральной служба по военно-техническому сотрудничеству и министр иностранных дел Сергей Лавров. К этой официальной позиции добавить нечего. Можно прокомментировать в целом, как обстоит военно-техническое сотрудничество с Ираном. Иран не находится под санкциями ООН, это наш давний партнер в области ВТС. За все время нашего сотрудничества Иран ни разу не нарушал обязательства, взятые на себя и закрепленные в контрактах. Это первое.
Второе. Поскольку Иран не находится под санкциями, ничто не препятствует продолжению ВТС с Ираном по тем направлениям, которые интересны прежде всего и России, и Ирану.
- 19 января произошел инцидент с российским самолетом Су-27, летевшему на открытие авиавыставки в Бахрейн, и которому Иран не дал разрешение на пролет над своей территорией. Вы в курсе этой истории?
- Безусловно. Я сам совместно с компанией "Сухой" и МИД отслеживал данную ситуацию, поскольку был главой делегации Рособоронэкспорта на этой выставке в Бахрейне.
В прессе была информация, что отсутствие пропуска на пролет самолета является своего рода местью Ирана за то, что не осуществляется поставок С-300 в эту страну. На самом деле - это полная ерунда. Это самая обычная техническая накладка. Разрешение на пролет было получено на то время, которое запросила компания "Сухой". Самолет подлетал к границе Ирана, но наземные службы этой страны не дали разрешения на пролет, сказав, что они не получили разрешения от соответствующих служб.
После повторного запроса и обращения МИД РФ с просьбой разъяснить ситуацию мы получили официальные извинения от иранской стороны. Повторно вылет состоялся без задержек. Самолет прибыл на аэрошоу и участвовал в этом шоу, как всегда, с большим успехом.
На нем успел побывать король Бахрейна и многие другие потенциально заинтересованные покупатели.
- По поводу Бахрейна. Это была первая выставка такого уровня в этой стране. Можно ли ожидать контрактов?
- Говорить о контрактах еще очень рано. Бахрейн это не очень большое государство. Но Бахрейн рассматривается как площадка, как ворота в страны Персидского залива. Это крупный финансовый центр в этом регионе. И как правило, на этой площадке собираются все близлежащие страны Персидского залива. Вы знаете, что это, как правило, не бедные страны. Рядом Саудовская Аравия - через мост.
Король Бахрейна получил несколько военных образований. Это грамотный военный специалист. Мы смело это можем говорить кроме того, что он еще и король Бахрейна.
Поэтому и во время первого своего исторического визита в РФ он интересовался техникой, которую производит наша военная промышленность. И на выставке российский стенд и российский самолет был первый и единственный вид техники, который посетил король. Сразу же после официального открытия в сопровождении почетного гостя Виктора Алексеевича Зубкова, первого заместителя премьер-министра, он подошел к самолету, взобрался на него, посидел в кресле пилота, послушал внимательно объяснения.
После этого с большим интересом зашел на стенд Рособоронэкспорта, посмотрел презентационный материал, в том числе и материалы по Як-130. Их действительно интересует учебная авиация. В результате попросил направить ему презентационные материалы на Як-130. Это факт. Больше король не посетил ни одного шале, и не смотрел ни один вид техники несмотря на то, что там находилась американская техника Ф-16, Ф-18, английская техника, французский "Рафаль".
Подписание же контрактов - длительный процесс. От простого любопытства, интереса, затем переговоры месяцы и годы+. И только потом можно будет говорить - будет подписание или нет. Пока речь действительно идет об интересе, а этот интерес будет выливаться в визите специалистов российского ВПК, Рособоронэкспорта, консультации, объяснения, осмотр техники в России. Это очень длительный процесс. Информация собирается естественно не только по технике, производимой в РФ. Там очень много конкурентов.
- Недавно завершился визит в Москву министра обороны Ливии, Некоторые СМИ сообщил о заключенных контрактах на сумму в 2 миллиарда долларов США. Так ли это?
- Эта информация гуляет длительное время. Она периодически то появляется, то исчезает уже несколько лет. Понятно, что любые цифры, превышающие миллиард, когда речь идет о закупках военной техники любой страны, сразу привлекают внимание общественности. Это горячая информация.
Но ни одно официальное лицо ни с российской стороны, ни с ливийской эти цифры не называло. И более того, их сложно назвать. В Ливии, как в любой другой арабской стране, изучают каким образом закрыть потребности своих Вооруженных сил. И там нет ориентации на закупку только в одной стране. Поэтому в течение длительного времени изучаются возможности всех видов техники ведущих производителей в мире, как западных, так и российских.
Другое дело, что наше оружие действительно является конкурентоспособным, к нему проявляется явный интерес, в том числе и ливийцами. И мы действительно ведем переговоры практически по всему спектру вооружений. Как, когда и какие контракты будут заключены - говорить рано. Мы еще находимся в стадии переговоров.
- Еще одной важной темой при обсуждении вопросов продажи российского оружия является модернизация авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" для ВМС Индии. Продвинулись ли стороны в решении финансовых вопросов?
- Такие крупные контракты связаны со сложной, трудной, кропотливой работой. Тем более, что они всегда на слуху. Это первый опыт российской промышленности, российского судостроения - постройка авианосца. В России никогда не строили авианосцев. Строили только на Украине, в Николаеве. Поэтому естественно и Россия столкнулась с рядом трудностей, которые не могла заранее просчитать.
Делается практически новый авианосец. Фактически от старого остался только корпус. Все остальное, вся начинка - электроника, двигатели, вооружение, системы навигации, связь и т.д. - все идет совершенно новое, в том числе с учетом требований заказчика. То есть там будут элементы, которые ранее не были на наших авианесущих кораблях. Поэтому идет огромное количество переговоров. И естественно возникают проблемы в том числе с оплатой, потому что не все работы были предусмотрены прежним руководством "Севмаша".
Как только стал ясен окончательный перечень дополнительных работ, которые надо проводить, а это было год назад, пошли серии встреч с индийскими специалистами, которые находятся на заводе постоянно. Это прежде всего. Затем беседы с представителями ВМС Индии, потом переговоры в рамках комиссии. Эти дополнительные работы были утверждены, приняты индийской стороной. Затем точно такие же кропотливые переговоры по цене. Поэтому в конце переговоров, а мы их закончили, проявилась абсолютно четкая картина, какие дополнительные объемы работы необходимо провести, чтобы закончить стройку в срок. И какие суммы необходимы, чтобы эти работы выполнить.
Индийская сторона согласилась с нашими аргументами, хотя ряд работ, не скрою, были исключены из этих предлагаемых нами работ. Индийцы приняли, но там это тоже длительный процесс - необходимо подтвердить в правительстве, в различных комиссиях. И в конце концов такое решение принято и сейчас идет завершающая стадия работ. Это работа над дополнением к основному контракту, где будут прописаны все условия, включая стоимость.
Но при этом работы на "Севмаше" не останавливались ни на один день.
- Так какова же дополнительная цена вопроса?
- Стоимость - это коммерческая тайна. Но в любом случае - это значительно ниже стоимости авианосца, которые делаются в США, Франции. Эта стоимость устроила и российскую, и индийскую стороны.
Для справки: Крупнейший экспортный контракт в сфере военно-технического сотрудничества по модернизации проданного ВМС Индии крейсера РФ заключила в 2004 году на сумму в более 1,5 миллиарда долларов. Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" (до 4 октября 1990 года назывался крейсер "Баку") был построен в Hиколаеве и в 1987 году включен в состав Северного флота. В настоящее время авианосец выведен из состава ВМФ РФ и получил имя Vikramaditya, что в переводе с санскрита означает "сильный как солнце", а также является именем одного из правителей Индии. Первоначально передача корабля заказчику планировалась в 2008 году, но из-за увеличения объема работ сроки сдвинулись на 2012 год.