Среди ежегодных иудейских праздников Ту би-Шват (Новый год деревьев) считается одним из важнейших. Он отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю, по григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. В 2010 году она приходится на 30 января.
В основе праздника лежит предание, о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Праздник 15 Швата не упомянут в Торе, он упоминается в Мишне как "Новый год деревьев", но не как праздничный день. Трактат Рош а-Шана начинается так: Есть четыре Новых года: первого Нисана – Новый год царей (для отсчета лет их царствования); первого Элула – Новый год для (отделения) десятины скота; первого Тишрея – Новый год для (счисления) лет субботних (седьмых) лет – шмиты и юбилейных (пятидесятых) лет; садовых насаждений и огородных растений; первого Швата – Новый год плодовых деревьев, согласно школе Шамая. Школа Гилеля говорит – пятнадцатого (Швата).
По предписанию Торы каждый еврей должен ежегодно отделять десятину от урожая плодов в пользу священников и левитов и бедняков. Подобное действие должно происходить ежегодно. Запрещено отделять десятинy урожая одного года за счет десятины урожая другого года. Из-за этого появилась необходимость установить начало Нового года для деревьев.
Мудрецы, хорошо знакомые с земледелием Израиля, пришли к выводу, что 15-е число месяца Шват является той пограничной датой, когда большинство зимних дождей yже выпало, и, начиная с этой даты, деревья оживают, готовясь к новому плодоношению, а yрожай относится yже к следующему годy.
В этот день принято устраивать семейный «фруктовый стол» с «семью видами плодов Земли Израиля».
Традиционно на праздник Ту би-Шват вся семья рассаживалась вокруг покрытого белой скатертью стола, на столе – множество фруктов, стояли зажженные свечи, вазы с цветами и кувшины с белым и красным вином.
Согласно обычаю, едят 7 видов плодов – тех, которыми славится Израиль (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики). Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.
Согласно другому обычаю, в Ту-би-Шват надо попробовать 15 разных сортов фруктов – в честь 15-го дня месяца Шват.
Произносят также специальную молитву с пожеланиями деревьям расти и плодоносить. До сегодняшнего дня сохранилась древняя молитва о даровании благополучия деревьям.
В конце ХIХ века, с момента возникновения в Палестине земледельческих еврейских поселений, появилась новая традиция – сажать в этот день деревья, чтобы на земле Израиля вырастали новые сады и давали новые урожаи фруктов.
В 1890 году, в Ту би-Шват 5650 года, учитель и историк Зеэв Яабец вышел во главе своих учеников из школы в Зихрон-Якове, чтобы посадить деревья. Так праздник Ту би-Шват получил свое новое значение – праздник посадки деревьев, а не только Новый год деревьев.
В 1908 году профсоюз учителей и воспитателей детских садов официально провозгласил Ту би-Шват праздником посадки деревьев. Позднее эту дату признал Еврейский национальный фонд (Керен Каемет ле Исраэль), и с тех пор Ту би-Шват стал общепризнанным праздником посадки деревьев.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников