Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Снос домов в поселке «Речник» московские чиновники сопровождают комментариями про незаконность построек, отсутствие документов о праве собственности и защиту экологии в природоохранной зоне. Есть ли шанс у жителей поселка отстоять свои дома или хотя бы сохранить право пользования участками? Юристы говорят, что если с властями столицы договориться не удастся - а к «переговорам» уже подключены приставы и бульдозеры, то «речниковцам» придется покинуть привычные места.
Противостояние между московскими властями и жителями поселка «Речник» продолжается уже неделю. Снос построек начался в ночь на 21 января, и к 29 января уже уничтожено десять домов, а пять готовятся к сносу в течение дня. При этом жители утверждают, что судебные решения по ликвидации их домов не вступили в силу, и они намерены требовать от руководства страны так называемой «дачной амнистии» своих домов и участков. Мэр Москвы Юрий Лужков, в свою очередь, обещает не поддаваться давлению общественного мнения и все-таки снести «незаконные» постройки.
Действительно, законность построек своих домов жители подтвердить не могут. У «речниковцев» нет документов о праве собственности на землю и строения. На практике их было невозможно получить. В 90-е годы, даже после того как была законодательно разрешена покупка и продажа земельных участков, не существовало института регистрации недвижимости. А в декабре 2006 года поселок решением московских властей оказался на землях особо охраняемого парка «Москворецкий», что стало дополнительным препятствием для оформления имущества в собственность.
Между тем, в том же 2006 году был принят закон о так называемой «дачной амнистии». Для оформления земли и построек в собственность жителям было достаточно представить любой документ, удостоверяющий право на землю: хоть садовую книжку с номером участка, хоть расписку прежнего владельца о продаже дома. Но им отказывали в регистрации, ссылаясь на незаконность построек на территории природоохранной зоны.
Насколько законны действия московских властей? И есть ли хоть какой-то шанс у жителей поселка сохранить если не свои дома (ведь их постройку без необходимой документации чиновники называют незаконной), то хотя бы участки? Ведь поселок существует с середины пятидесятых годов. То есть получается, что десятилетиями столичное правительство не беспокоила ни экологическая обстановка, ни количество построек.
Законодательство, касающееся особо охраняемых природных территорий (ООПТ), делит такие зоны на федеральные (заповедники, национальные парки), региональные и муниципальные. Территория, на которой находится «Речник», относится ко второй категории. Такие зоны находятся в собственности города Москвы, и именно столичное правительство определяет правовой режим этих земель. К примеру, устанавливает их размеры и границы. Городской закон запрещает уменьшать площадь такой зоны. Но можно, отрезав «кусочек» с одной стороны, добавить аналогичный по размеру с другой. «Столичный закон делит каждую ООПТ на определенные зоны: есть особо охраняемые зоны (куда люди не допускаются), прогулочные тропинки, есть оздоровительно-спортивные зоны, - пояснил руководитель группы по недвижимости и строительству, юрфирмы фирма Goltsblat BLP Максим Попов. - Для каждой зоны прописано специальное положение, где и зафиксировано назначение земли».
Закон однозначно запрещает капитальное строительство на природоохранной территории. Это означает, что требования московских властей о сносе жилых домов законны. Оформить в собственность землю, которая оказалась в природоохранной зоне, также нельзя. Но теоретически можно попытаться сохранить за собой право пользования выделенными участками, рассуждает юрист практики «Земля. Недвижимость. Строительство» адвокатского бюро «Вегас Лекс» Алексей Гаськов. Правда, такое право будет ограничено, например, условиями эксплуатации или использованием специальной системой очистки. И компромисс возможен лишь с согласия московских чиновников.
Но, судя по тому, что к работе приступили бульдозеры, договориться уже не удастся. Как заявил в интервью «Российской газете» руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Леонид Бочин, на месте поселка власти намерены сделать парк и зону отдыха. Таким образом, реальных шансов на спасение своих домов и участков у «речниковцев» нет. Поскольку они не имеют права собственности, они даже не могут претендовать на какую-либо компенсацию.
Впрочем, можно предположить, что столь лакомый земельный кусок парком будет не долго. Решения по региональным ООПТ принимает правительство Москвы. И что может ему помешать, например, через некоторое время поменять статус земли, изменив границы природоохранной зоны? Тогда эту землю на западе Москвы можно будет отдать под застройку на вполне законных основаниях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции