Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Т-50 в воздухе: долгожданный полет нового истребителя

© Компания "Сухой" / Перейти в фотобанк29 января 2010 года в 11:19 по местному времени в Комсомольске-на-Амуре впервые поднялся в воздух новейший боевой самолет российской разработки
29 января 2010 года в 11:19 по местному времени в Комсомольске-на-Амуре впервые поднялся в воздух новейший боевой самолет российской разработки
Читать ria.ru в
29 января 2010 года в 11:19 по местному времени в Комсомольске-на-Амуре впервые поднялся в воздух новейший боевой самолет российской разработки: опытный истребитель пятого поколения Т-50, сделанный ОКБ Сухого по теме ПАК ФА - Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

29 января 2010 года в 11:19 по местному времени в Комсомольске-на-Амуре впервые поднялся в воздух новейший боевой самолет российской разработки: опытный истребитель пятого поколения Т-50, сделанный ОКБ Сухого по теме ПАК ФА - Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации.

Это первый боевой самолет, целиком спроектированный и построенный в России после распада СССР. Сегодня серийными боевыми машинами подобного класса располагают только США, эксплуатирующие истребитель F-22. Испытания этой машины демонстрируют серьезность претензий России на сохранение одного из ведущих мест в мировом авиастроении.

Работы над проектом истребителя пятого поколения И-90, более известным как МФИ - Многофункциональный истребитель, впервые начались в СССР в 1981 году в ОКБ Микояна, вскоре после того, как поднялись в воздух истребители четвертого поколения МиГ-29, МиГ-31 и Су-27. Вновь создающаяся машина должна была пойти в серию в 90-х годах, опередив американский проект ATF, из которого в итоге вырос F-22.

Однако резкое сокращение военных расходов в конце 80-х и последовавший распад СССР поставили на программе МФИ крест. Летные испытания не удалось начать, как предполагалось, в 1991-92 годах, и первый полет новой машины состоялся лишь в 2000 году.

К этому времени был подготовлен и второй проект истребителя пятого поколения - опытный самолет С.37 (впоследствии получивший индекс Су-47) ОКБ Сухого. Машина с обратной стреловидностью крыла совершила свой первый полет в 1997 году и до сих пор используется как летающая лаборатория, на которой отрабатываются, в том числе, технические решения по теме ПАК ФА.

В 1998 году ВВС России выдали конструкторам новое техническое задание на разработку истребителя пятого поколения. Идеологически концепция не поменялась со времен выдачи ТЗ по проекту МФИ. От нового истребителя, если говорить специфическим отраслевым языком, требовались:

- сверхманевренность

- способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме;

- малая радиолокационная и тепловая заметность;

- улучшенные взлетно-посадочные характеристики;

- значительное сокращение стоимости летного часа, численности технического состава, объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета;

- новая архитектура комплекса БРЭО, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции.

Запуск в серию уже готовых к тому времени МФИ или С.37 занял бы несколько лет, и, поскольку оба этих самолета и их оборудование были разработаны на основе взглядов и технологий, господствовавших в 80-е годы, принятие на вооружение этих машин было сочтено нецелесообразным. Было принято решение о разработке принципиально нового боевого самолета, создаваемого с учетом уже имеющейся информации о возможностях, достоинствах и недостатках американского истребителя F-22.

Такое решение автоматически отодвигало принятие новой машины на вооружение на 2010-е годы. В течение этого времени ВВС должны были обойтись капремонтом и модернизацией имеющихся истребителей 4-го поколения и ограниченным серийным производством модифицированных машин поколения «4++», которыми стали в итоге Су-35С и МиГ-35, представляющие собой новые машины, созданные на основе доработанных, но не измененных принципиально платформ Су-27 и МиГ-29 соответственно.

Победителем конкурса аванпроектов в 2002 году стало ОКБ Сухого, предложившее проект полноразмерного двухмоторного истребителя взлетным весом до 35 тонн. Предполагалось, что новый самолет поднимется в воздух в 2007 году, затем срок был отодвинут на 2008, 2009 и, наконец, на январь 2010 года. Такая задержка вполне нормальна, учитывая сложность нового проекта и объем научных, инженерных, организационных и финансовых проблем, которые пришлось решать в ходе его создания. Проблемы эти сводятся фактически к кризисному состоянию отечественной промышленности в целом.

Можно смело заявить, что проект был спасен благодаря участию фирмы Сухого. Создатели самого коммерчески успешного семейства боевых самолетов последних 20 лет были единственной в России профильной структурой, способной «вытянуть» разработку принципиально новой машины, и обладавшей необходимыми для такого проекта научными ресурсами, финансовыми и производственными возможностями и уровнем организации.

Вскоре после старта работ над новым самолетом, получившим фирменный индекс Т-50 (встречаются также обозначения «Изделие 701» и И-21), проектом Сухого заинтересовались ВВС Индии. Следует отметить, что первоначально симпатии Индии склонялись к проекту более легкого и простого истребителя ОКБ Микояна, которое для нового конкурса предложило два варианта машины - двухмоторную «бесхвостку» И-2000, являющуюся творческим развитием платформы МиГ-29, и одномоторную машину, ближайшим аналогом которой можно назвать появившийся примерно в то же время проект JSF (F-35).

Однако поскольку проект легкого истребителя пятого поколения был объявлен второстепенным, то Индии, желающей получить новейшую машину достаточно скоро, не осталось ничего, кроме как примкнуть к проекту ПАК ФА. Индийская версия машины, по имеющейся информации, будет отличаться от российской двухместной кабиной, рядом электронных систем и другим второстепенным оборудованием. Эти самолеты в 2020-30-х годах, как предполагается, заменят в составе ВВС Индии истребители Су-30МКИ. Ожидается, что в Индии будет налажено лицензионное производство этих самолетов.

Каково значение произошедшего сегодня события? Главным итогом полета является подтверждение статуса России как одной из двух ведущих авиационных держав мира. На сегодня только Россия и США имеют собственные летающие машины пятого поколения, и только эти две страны обладают авиационной промышленностью, способной производить все типы боевых и небоевых самолетов, от легких спортивных машин до стратегических бомбардировщиков. Все остальные - Франция, Швеция, другие страны ЕС, Китай, Япония и прочие - на сегодня не располагают такими возможностями и для создания машин нового поколения вынуждены использовать различные кооперативные схемы. Тем не менее, даже европейская авиационная кооперация не позволила странам ЕС создать после «Еврофайтера» собственную машину пятого поколения, и большинство участников проекта «Еврофайтер» намерены в будущем приобретать у США истребители F-35.

Неясны и перспективы шведских и французских разработок. «Грипен» и «Рафаль» относятся к машинам «4++» поколения. Разработку машины пятого поколения, которая обойдется во многие миллиарды долларов, самостоятельно не сможет вытянуть ни одна из этих двух стран.

Точно так же сомнительны перспективы Китая. По мнению большинства специалистов, он сможет создать машину пятого поколения только с массовым использованием зарубежного опыта, прежде всего, российского.

Первый полет новой машины - главный, но далеко не последний шаг на пути ее создания. Стоимость самолета, по имеющимся данным, составит около трех миллиардов рублей за единицу, предполагаемые объемы серийного производства - по 250 машин для ВВС России и Индии с возможным увеличением в дальнейшем, а также постройки для ВВС других стран.

Однако новый самолет является лишь «первой ласточкой» переоснащения ВВС боевыми комплексами нового поколения. Для того, чтобы это переоснащение состоялось и было эффективным, ВВС России должны получить, помимо собственно самолетов нового поколения, соответствующие их уровню средства управления и связи, вооружение, аэродромное оборудование, и многое другое. То есть подняться на новую технологическую ступень.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала