В преддверии первого фестиваля "Зимний путь", который открывается в Петербурге 31 января, его музыкальный руководитель, известный пианист Алексей Гориболь рассказал в интервью РИА Новости о том, каким должен быть идеальный музыкальный фестиваль, об особенностях мейнстрима в академической музыке и о культуртрегерстве нового смотра. Беседовал Иван Чувиляев.
- Вы определяете жанр "Зимнего пути" как ворк-шоп. То есть его основная цель - общение музыкантов и обмен опытом?
- Не совсем, "Зимний путь" - это только отчасти ворк-шоп. Ровно в той, скрытой от слушателя части, которая касается совместной работы молодых музыкантов и более опытных при подготовке программы. У нас выступят как состоявшиеся и признанные музыканты - Владимир Беглецов, Юлия Кропачева, Ирина Матаева, Петр Мигунов, Михаил Крутик, так и молодые, очень талантливые исполнители. Такая совместная работа над материалом при подготовке программ - это, по большому счету, главное в фестивале. У каждого музыканта - и начинающего, и зрелого - есть свое творческое видение, свое произведение-мечта. В рамках ворк-шопа можно реализовать эти желания, и, кроме того, получить новый опыт. Любое выступление, которое будет на фестивале - мастер-класс.
- То есть общение музыкантов - это ядро фестиваля. А зрители, что им делать на этих мастер-классах?
- Зрители могут расслабиться и получать удовольствие, как сказал один из гостей моей передачи «Ночь на пятом. Звуки» (смеется). Формат и репертуар фестиваля таковы, что большая часть публики тоже в некотором роде пройдет свой слушательский ворк-шоп - исполняться будут не самые заезженные вещи. "Песни и вальсы любви" Брамса, если мне не изменяет память, играли последний раз лет десять назад, не меньше. Не говоря уже о "Лунном Пьеро" Шенберга, которого можно послушать в записи или очень редко на выступлениях балерины Дианы Вишневой (в постановке Алексея Ратманского), но там танец важнее, это все-таки не концертное исполнение.
Хотя фестиваль в целом ориентирован на широкую аудиторию, мы специально сделали свободный вход на открытие, где будут Шенберг и Брамс, может быть, на Шенберге будет сто человек, но они будут в восторге, я уверен. Потому что они Шенберга мечтали услышать живьем, а не в записи. Так мало того - их ждет еще один подарок: специально для фестиваля поэтом и драматургом Александром Лакманом был сделан литературный перевод текстов «Лунного Пьеро», причем современный, приближенный к атмосфере Шенберга, передающий стиль и музыки, и эпохи. Это идея Дмитрия Елатанцева, молодого пианиста, который является основным двигателем этого проекта, и, думаю, публика получит большое удовольствие.
Ну а закрытие фестиваля и вовсе будет феерией - Чайковский, которого мало кто слышал, уникальный, редкий. Причем одним блоком. Разве это не восторг? Восторг. И для публики, и для музыкантов!
Новый Чайковский, редкий Брамс, живое исполнение «Лунного Пьеро», да еще с изящным новым переводом - о таком можно только мечтать! А что такое фестиваль, если не осуществление мечты!?
- В Петербурге в год проводится несметное количество фестивалей, но ни на них, ни в репертуарах концертных залов произведения, которые будут исполняться на "Зимнем пути", которые многим интересны, не звучат. Почему так получается?
- Название нашего фестиваля - в честь произведения Шуберта. Его творения, как известно, не исполнялись на венских концертных площадках, только камерно, силами друзей, на "Шубертиадах". А одновременно с ним в той же Вене жил Бетховен - и его симфонии исполняли в зале Венской оперы. А теперь для нас имена Шуберта и Бетховена равновелики. Это я говорю к тому, что время любые культурные процессы расставляет по местам. Сейчас, как и тогда, есть дежурный репертуар, то, что публике привычно, что люди всегда готовы и рады послушать, этим, в основном, и заполнены концертные залы. На этом мейнстриме строят свои программы многие фестивали - фокусируясь на том, как эти произведения исполняют. Можно же сыграть самое, не побоюсь этого слова, заезженное произведение так, что ахнешь, новые горизонты откроются.
Мы устраиваем фестиваль для более искушенной, ищущей, возможно, даже разочарованной в академической музыке публики: повторюсь, мы не расстроимся, если на Шенберга придет сто человек. Это вопрос времени: не раскрученным произведениям, так же как новым талантливым артистам, нужно завоевывать своего слушателя, чаще звучать. Сейчас в России «Реквием» Брамса не может собрать полный зал, а «Реквием» Моцарта собирает аншлаги - это же ни о чем, в общем-то, не говорит. Пройдет время, и Брамс тоже станет звучать повсюду. Главное, чтобы произведения исполнялись, и исполнялись блестяще.
Ну а что до мейнстрима - фестивалей должно быть много, как можно больше. И они должны быть разными. А если они по большей части производят впечатление одинаковых - ну что ж, я не берусь судить, почему. Видимо, мало сил на них тратят, если такое ощущение остается.
- А если репертуар большинства фестивалей, как правило, скучный и скудный, а вы пытаетесь такой мейнстрим переломить, можно сказать, что "Зимний путь" - это культуртрегерство?
- Конечно, на сто процентов культуртрегерство (смеется). Но мы не музыку популяризируем, не композиторов, а исполнителей. Композиторов очень мало, а хороших музыкантов значительно больше, и постоянно новые появляются, интересные. Вот их - да, нужно популяризировать.
- Насколько я понимаю, вы собираетесь проводить "Зимний путь" каждый год?
- Больше скажу - мы уже практически составили программу для следующего фестиваля. Конечно, все зависит от средств: как говорится, будут деньги - будут стулья. Но готовим мы следующий "Зимний путь" уже сейчас. У нас есть договоренности с педагогами виднейших учебных заведений - это и Станислав Юденич (лауреат конкурса Вана Клиберна, консерватория Канзас-Сити), и Людмила Берлинская, прекрасная пианистка, преподающая в консерватории Корто в Париже. Принял приглашение фестиваля большой музыкант и педагог Илья Иофф. Мастер-классов будет больше! Много планов, одним словом, будущий фестиваль уже есть, теперь этот, первый, надо провести (смеется).