МОСКВА, 29 янв - РИА Новости. Парадокс личности Антона Павловича Чехова заключается в том, что такой деликатный и щепетильный интеллигент стал иконой кровавого XX века - объяснением этому служит актуальность нравственных ценностей писателя в эпоху бездуховности, считает литературовед, публицист Лев Аннинский.
"Чехов своим рождением стоит на грани кровавого XX столетия, полного мировых войн и революций. Писатель не соприкоснулся с кровавым веком, но своим рождением и своей смертью он как бы предшествовал ему", - рассказал Аннинский в интервью РИА Новости.
Литературовед отмечает, что Чехов родился в 29 января 1860 года, а через год, 19 февраля (3 марта) 1861 года, произошло одно из знаменательнейших для российской истории событий - отмена крепостного права. "Выпустили на волю огромное количество русских людей, и все так переворотилось, что потом никак не могло уложиться", - уточняет публицист.
Умер Чехов в 1904 году, а в следующем году опять произошло потрясшее Россию событие - началась Первая русская революция. Аннинский отметил, что Чехов не дожил до этих страшных событий, "как бы ушел от этого, но писатель предчувствовал кровавый век".
По мнению литературоведа, Чехов не совместим со страшным XX веком. "Главная черта Чехова - деликатность, щепетильность. А более неделикатного века, чем тот, который наступил после его смерти, представить себе нельзя. Но именно Чехова безумный XX век сделал иконой и объявил его "нашим всем", - считает Аннинский.
Литературовед объясняет этот парадокс так: "Чехов, как ни один другой писатель, обладал деликатностью и щепетильностью - теми качествами, которых так не хватает людям XX и XXI веков (а русским людям особенно). Нравственные ценности, важные для русского человека, но задавленных в эпоху мировых войн и революций, хранились у Чехова. Поэтому сейчас он оказался самым актуальным писателем, даже более, чем сам мог себе представить".
Как отмечает Аннинский, при советской власти Чехов был единственной разрешенной интеллигентностью.
"Его называли борцом против мещанства, пошлости. Все это, действительно, попутно в его творчестве есть, но не это главное, а то, что начинают отмечать сейчас, - человек, раздавленный XX веком, в XXI веке ищет тип сопротивления, неучастия в этом безумии, и это, конечно, Чехов, с его улыбочками, усмешечками, с его интеллигентским пенсне", - считает литературовед.
По его мнению, Чехов всегда был для российской интеллигенции неким вероучителем, хотя сам писатель всегда старался этой роли не играть.
"Интеллигенты делают дело, не находящее немедленного признания, и Чехов всегда был участником немого интеллигентского сопротивления тому духовному хаосу, что творился в России в конце XIX - начале XX веков", - пояснил публицист.
Аннинский считает, что правильнее всего почтить память Чехова в юбилейный год, перечитывая его произведения, так как настоящий Чехов в текстах. "Именно в текстах, а не в постановках его пьес. Постановщики часто говорят "мы вам сейчас покажем настоящего Чехова", но показывают свое субъективное восприятие Чехова, новый взгляд на него", - отметил литературовед.
При этом он уверен, что новым интерпретаторам нужно дать волю сказать все, что они думают в связи с Чеховым, "все равно они выразят не Чехова, а самих себя". "А потом нужно смотреть, что интерпретаторы извлекают из Чехова - будет ли это деликатность, которая загадочным образом сейчас сохраняется в людях, или они будут делать из него провозвестника будущего, а будущее они сами рисуют, как хотят", - считает Аннинский.
По его мнению, юбилей классика "будет пробой нашего состояния и нашей нужды в Чехове, а он уже реализовался в текстах, и дай Бог, чтобы его не забывали".