Элла Таранова, РИА Новости.
Пространство без барьеров и визовых режимов от Атлантики до Тихого океана - такую цель обозначил вице-премьер-министр Игорь Шувалов на состоявшейся в конце прошлой недели международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия».
Надо понимать, что о столь широких перспективах речь идет в контексте будущих десяти лет. В нынешний же год Россия вплотную намерена приняться за пространство, все еще именуемое постсоветским, точнее, тем, что являет собой ныне СНГ. Это стремление понятно, поскольку в 2010-м Российская Федерация председательствует в организации Содружества Независимых Государств. Очевидно также, что Шувалову отдана здесь партия первой скрипки как национальному координатору по делам СНГ.
Он уже взялся за это исполнение, решив объехать столицы, охватить просторы СНГ, чтобы оценить возможности его оптимизации. Первым пунктом пребывания российского вице-премьера стали две центральноазиатские страны. В Ташкенте и Бишкеке он встретился с президентами Исламом Каримовым и Курманбеком Бакиевым. Но если на уровне двусторонних отношений беседы с лидерами Узбекистана и Кыргызстана оказались вполне конструктивными, то относительно судьбы проекта «Содружество» Шувалов вынужден был заметить по итогам своего вояжа, что «у стран-участниц СНГ нет единого подхода к будущему данной организации».
Да и откуда ему быть, коль те же упомянутые республики имеют ряд принципиально спорных вопросов и не могут договориться между собой. Разногласия узбекской и киргизской сторон столь серьезны, что они влияют на самочувствие такой структуры в рамках СНГ, как Договор о коллективной безопасности. Это не единственный пример противостояния внутри Содружества. Затяжной характер неприятия носят взаимоотношения Азербайджана и Армении, несмотря на примирительные встречи за одним столом глав этих государств в присутствии президента Дмитрия Медведева. Да и у самой России возникают перманентные сложности то с Украиной, то с Белоруссией.
И общей проблемой для всех участников организации, числящихся там 18 полных лет, остается то, что до сих пор они не осознали продуктивности единства. По сей день успехи своей страны считаются куда важнее, чем общие неудачи. Как указывает ряд специалистов по постсоветскому пространству, ставка правительств на национальный интерес не оставляет всем надежд на выигрыш.
Однако Игорю Шувалову надо спешить: опять же в рамках краткосрочной перспективы уже в марте Россия намерена провести конференцию, где специальному рассмотрению будет подвержена тема переформатирования СНГ. А серия рабочих визитов национального координатора РФ должна завершиться к празднованию 65-летия Победы. Точнее, к 8 мая, когда президенты соберутся в Москву на неформальный саммит, приуроченный к этой дате. Удастся ли к тому времени России сформулировать модернизированный проект, который заинтересует всех?
Надежд получить изложение видения новых форматов СНГ не особо много. Как стало известно, следующей точкой программы передвижения Шувалова должна быть Молдавия. Но что скажет ему врио президента этой страны, явно тяготеющего к «румынизации»? И какой ответ он получит от остальных? Скорей всего не будет готов сформулировать свое представление о реформации новоиспеченный украинский руководитель - ему бы с внутренним обустройством после выборов разобраться. Кроме уже всем известного, вряд ли стоит ожидать ноу-хау от отличающегося постоянством во всех смыслах Александр Лукашенко. Сам большой реформатор - Нурсултан Назарбаев недавно объявил: «В своем развитии мы раньше учились у «юго-восточных тигров», и мы делали правильно. Учились, как они создавали стратегию и развивались. Этот этап мы прошли, теперь нам надо учиться у Финляндии». Получается, что Казахстан, вышедший к 2010 году на устойчивую траекторию роста, в своем дальнейшем движении намерен руководствоваться финским опытом. А Финляндия, как известно, лежит вне пределов СНГ.
Тем не менее, Игорь Шувалов не теряет оптимизма, он убежденно говорит, что «в настоящий момент СНГ — это формат, который востребован самой жизнью для обеспечения реальных интеграционных процессов”. Но и здесь ожидает некоторая «засада». По распространенным данным независимых экспертов, интеграция в Содружестве на протяжении всех 2000-х годов подверглась торможению. Произошла радикальная переориентация внешнеторговых потоков стран СНГ на рынки других государств мира, обусловленная конъюнктурными выгодами. Хотя не последним аргументом можно считать и политические мотивы. Показательно в этом смысле экономическое общение двух крупнейших партнеров - России и Украины, сократившееся в последние годы в разы. Лишь товарооборот таможенной тройки - РФ, Казахстана, Белоруссии - показывает определенную стабильность. При этом отношения внутри состоявшегося, наконец, де-юре ТС еще далеки от идеальных.
Нешуточные баталии разгорелись по поводу распределения ввозных пошлин из дальнего зарубежья «на троих» между бюджетами на только что состоявшейся комиссии Таможенного союза. Его членам видятся три разных подхода. Возглавляющий российскую сторону все тот же Игорь Шувалов предложил создать единую таможню, «которая либо поглотит национальные таможни, либо, при сохранении национальных таможенных служб, будет выполнять функции определенного наднационального регулятора». Предполагалось также учредить наднациональное казначейство. Однако инициатива участникам обсуждения показалась весьма рискованной в части зачисления денег от пошлинных платежей в национальную казну. Поскольку основной товаропоток проходит через территорию Белоруссии, то и таможенная пошлина пойдет, соответственно, на белорусские счета. В этом случае защитным механизмов от валютных рисков, как полагает Шувалов, могла бы стать немедленная конвертация белорусских рублей в национальных банках других участников ТС. Но эта идея первого вице-премьер-министра показалась слишком радикальной даже его коллегам с российской стороны. В результате объявлено, что Наднациональное казначейство, которое обеспечивало бы деятельность Таможенного союза, пока создаваться не будет.
Тем не менее, процесс, что называется, пошел. И вот уже в первых числах февраля в Санкт-Петербурге состоится уникальное в своем роде мероприятие, пocвящeннoe измeнeниям в oблacти внешнеэкономической деятельности в связи с принятием Тaмoжeннoгo кoдeкca Тaмoжeннoгo coюзa Рoccии, Бeлopycсии и Кaзaxcтaнa. В то время как его бизнес-участникам предстоит проникнуть в логистику тройственного союза, понять отличия таможенных процедур ТС от прежних таможенных режимов, у Шувалова припасено еще несколько ресурсов: «Мы прокладываем мост через ЕЭП к другим государствам СНГ для формирования общего экономического законодательства с тем, чтобы база развития бизнеса на всем этом пространстве была единой», - говорит он. Итак, отозван с зимней спячки ЕЭП, большего оживления ожидается от ЕврАзЭС. Одним гуманитарным сотрудничеством, как все понимают, сыт не будешь. Но на вывод экономического взаимодействия из замороженного состояния не одна весна потребуется. Хотя нынешний год в СНГ обозначен как Год инноваций, даже для России потребуется от 10 до 20 лет для инновационного развития. Во всяком случае, такие сроки обозначил генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий «РОСНАНО» Анатолий Чубайс. А он, надо думать, знает об этом лучше многих.
О «пространстве инноваций» в СНГ вообще мало кто говорит. Контуры его малопонятны. Да и что тут скажешь, ведь рыночное здание в большинстве стран СНГ до сих пор не достроено. А у некоторых нет стремления его вводить в строй.
Желая того или нет, формируется мнение, что СНГ по большей части включает в себя страны-неудачницы. Хотя никто, разумеется, не хотел бы причислять себя к таковым. Чтобы переломить ситуацию, похоже, не остается ничего другого, кроме модернизации форматов Содружества. Но предстоящее переформатирование будет «греть» наших партнеров при условии, если сама Россия, объявившая такую повестку, начнет показывать успешность в ключевых сферах. Так что дело, как говорится, за малым. А пространство «от Атлантики до Тихого океана» пока подождет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции